Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Даюс (сводник) и ревность в Исламе

Аудио версия настоящей статьи:

Видео по теме смотрите ниже.

Кто не ревнует, тому в Ад?!

В русскоязычном интернет-пространстве распространилось слово дайюс (даюс) в контексте того, что мусульманин непременно должен ревновать свою жену, иначе он попадет в Ад. Я несколько раз столкнулся именно с таким практическим выводом интернет-пользователей, и это заставило меня взглянуть, что говорят об этом интернет-проповедники. Оказалось, они, проповедники, именно так это и преподносят, переводя буквально, «по-мужски», без богословских пояснений.

Проповедники – это не богословы.

Проповедники делают акцент на эффектность речи, на ее эмоциональность, даже если подаваемая информация недостоверна, а богословы – на степень достоверности и правильное (в общем контексте Корана и Сунны) применение. Я отношусь ко вторым, именно поэтому мои статьи из-за многочисленности ссылок похожи на научные работы; и всегда присутствует богословское пояснение, как следует понимать и практиковать. Таким кропотливым и детальным подходом мало кто себя утруждает, в итоге мы получаем крайне уродливую практику Корана и Сунны, приводящую к разрушению семей, грубости и жестокости, вплоть до оправдания текстом Корана и Сунны актов насилия и преступлений.

Даюс - это сводник, а не ревнующий

Вернемся к даюсу. Данное слово как богословский термин имеет значение «сводник для своей семьи»[1], а сводничество – это «корыстное посредничество между мужчиной и женщиной для содействия вступлению их в половую связь»[2].

2 хадиса по теме даюса

1. «Даюс не войдет в Рай». Данный хадис постоянно цитируют в русскоязычном Интернете, но при этом не упоминают, что он недостоверен (да‘иф).

2. Достоверным же по этой теме является лишь следующий хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Есть три категории людей, на которых не посмотрит Аллах (Бог, Господь) в Судный День [тем самым указывая на Его недовольство ими; за неискупленные грехи им какое-то время придется пребывать в Аду]: «(1) Ослушающиеся родителей [конечно же, говорится о благонравных родителях, а не о тех, что отправляют сына или дочь в магазин за покупкой сигарет, например, либо требующих от сына развода с женой], (2) мужеподобные женщины [то есть те, что потеряли свою женственность, во всем уподобляются мужчинам] и (3) даюсы»[3].

В своде хадисов имама Ахмада данный хадис звучит следующим образом: «Три категории людей не войдут в Рай [если так и не исправятся до своей смерти, не раскаются], Аллах (Бог, Господь) не посмотрит в их сторону в Судный День: «(1) Ослушающиеся родителей [в том, что благонравно; недопустимо слушаться родителей, если они поощряют к греху], (2) мужеподобные женщины [то есть те, что потеряли свою женственность], уподобляющиеся мужчинам, и (3) даюсы»[4]. В одном из риваятов имама Ахмада даюс поясняется как тот, кто «соглашается с очевидной аморальностью внутри семьи». Под аморальностью подразумевается прелюбодеяние, то есть или жена изменяет мужу, или муж изменяет жене, или дочка-подросток до полуночи гуляет со своим бойфрендом, а сын живет «без обязательств» то с одной, то с другой[5].

Учитывая богословские пояснения, получается, что даюс – это тот, кого не интересует, где жена, подросшие дети, что они делают и с кем они.

Обычно, например, безразличие к жене появляется у тех мужчин, которые легкомысленно заводят вторую или третью жену либо для которых изменять жене стало привычным делом, так как в интимном плане их внутрисемейные отношения давно умерли. Даюс – это те мужчины или женщины, которых не волнует порочность, низость и аморальность их ближайших родных (муж, жена, дети), к тому же они извлекают из этого личную пользу. Например, жену не волнует, ее не задевает, что муж прелюбодействует; мужа не волнует, его не задевает, что жена спит с другим мужчиной или мужчинами. Учитывая смысл хадиса, такое отношение к семейным ценностям приближает человека к Аду.

Повторюсь, про Ад говорится в контексте сводничества, а не просто отсутствия ревности.

Ревность в Исламе

Теперь немного о ревности с точки зрения мусульманских канонов и ценностей. Важным является, чтобы у верующего человека присутствовали честь и достоинство, которые помогали бы ему самому сторониться очевидного греха (ревностно относиться к этому), а также стать живым примером для своих домочадцев, дабы сторонились явно запретного[6]. Подчеркну, не оскорблениями в адрес жены или детей, не рукоприкладством (что часто можно встретить в семьях, в том числе мусульманских, хотя такое поведение само по себе является канонически запрещенным в Исламе, харам), а именно живым примером десятилетий праведной и благонравной жизни, которая на деле показывает актуальность и жизнеспособность мусульманских моральных ценностей (как мужчина, так и женщина не оголяются перед чужими им людьми, не ходят с ними под ручку, не обнимаются, а тем более не прелюбодействуют).

Послушайте разговоры современных мужчин-мусульман об обязанностях жены, а после прислушайтесь, что они говорят о чужих для них представительницах противоположного пола (под соусом «второй жены» либо «временного брака», временных отношений, дружбы или ухажерства): здесь уже строгости не услышать, больше выступают развязность и аморальность. Тот или иной мусульманин может с умным видом говорить о том, как важно женщине-мусульманке покрываться (вплоть до паранджи), но в жизни и повседневной практике сам он больше заслуживает хождения в парандже, дабы уберечь себя от греха прелюбодеяния и всего того, что предшествует этому греху из заигрываний, кокетства, ухаживания. Все чувства любви и внимания к противоположному полу некоторые современные мужчины-мусульмане оставляют на улице, на работе, в офисах, а придя домой, требуют от жены покорности, смирения, ревнуя их ко всему движущемуся. К сожалению, некоторые интернет-проповедники подают упомянутые хадисы именно в таком ключе, говоря об обязанностях жены и забывая упомянуть о таких же по степени важности обязанностях мужа.

Ревностное отношение мужа к собственному сторонению греха, особенно во взаимоотношениях с противоположным полом, крайне важно! Относительно этого есть несколько достоверных хадисов в своде хадисов имама аль-Бухари. Например, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) ревностно [относится к нарушению границ запретного]! Ревность Его [когда милость трансформируется в недовольство] проявляется, если верующий совершает запретное (харам) [то, что относится к очевидно запрещенным действиям, например, употребление алкоголя или прелюбодеяние]»[7].

Здоровая и нездоровая ревность[8]

Есть ревность здоровая и нездоровая. Здоровое проявление ревности – это инстинктивная реакция при угрозе захвата внимания, интереса, любви, заботы кем-либо. Это нежелание делиться и желание получать удовлетворение в таких базовых потребностях, как забота, любовь, интерес, что проявляется даже в мелочах. Теплый разговор, подарки, улыбка, знаки внимания, похвала, проговаривание исключительных способностей – все это, обращенное к тем, кто вне близкого круга, является поводом для проявления ревности как желания вернуть в правильное русло возникшие обстоятельства.

«Здоровая ревность-игра… Красивая ревность в мелких дозах и в руках умного человека оказывается вкусной приправой к близким отношениям. Такая ревность-игра обычно возникает на фоне позитивной и здоровой любви и транслирует послание: ты мне нужен, я хочу быть с тобой, я хочу, чтобы твое внимание было полностью на мне! В такую ревность приятно и можно играть, когда на это есть время. Важно, чтобы ревность не становилась основным фоном отношений, а была приятным к ним добавлением.

Нездоровая ревность — тяжелая, дикая ревность, рождается на месте больных привязанностей, и ее послание: ты должен быть со мной! я не могу без тебя! если ты с кем-то другим, мне плохо! В такой ревности много боли, переживаний, злости на себя или на партнера, на окружающий мир. Впрочем, люди с внутренней культурой, даже когда переживают подобные чувства, относятся к ним как к собственной проблеме и не давят ими партнера. Они понимают, если такую ревность допустить, она делает инвалидами обоих. Поэтому такая ревность в нормальных отношениях недопустима»[9].

Умеренная ревность считается позитивной эмоцией, позволяющей выявить и сохранить, что действительно важно в жизни человека: его мама, жена, дети, родные. В детстве эти близкие – источник любви и жизненных сил. Проявляя в их отношении здоровую ревность, мужчина окутывает их своей любовью и вниманием. Во взрослой жизни мужчина становится ответственным за них, он несет ответ пред Богом за их благополучие, за их душевное здоровье. И проявление разумной, здоровой ревности – это признак заинтересованности благополучием близких, это направленное внимание, забота и красноречивый признак небезразличия. Как результат – движение по жизни без растрат на ненужное, четкое расставление важных акцентов и приоритетов в жизни.

Видео по теме:

На эту тему также слушайте проповедь:

 

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 212.

[2] Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 692.

[3] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 276, хадис № 2562, «хасан сахих».

[4] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 446, хадис № 6180.

[5] Это мой комментарий в контексте современности.

Но! Если жена или дочь, например, не надевает платок (на что могут быть разные причины), их муж или отец не является дайюсом. Дайюс – это именно сводник, то есть человек, выстраивающий корыстное посредничество между своей женой и другим мужчиной либо между своей дочерью и другим мужчиной. Нечто большее – это уже комментарии и трактовки.

[6] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 31. С. 339–341.

[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1679, хадис № 5223 (а также хадисы № 5220–5224).

В Библии неоднократно говорится, что «Бог есть ревнитель» (Исх. 20:5; Наум. 1:2). Слово «ревнитель» означает «усердный защитник, старатель, поборник (истины, например)». То есть Бог есть защитник и поборник истины. Такой же смысл и здесь в упомянутом хадисе.

[8] Написано Зилей Аляутдиновой, моей супругой, матерью шестерых детей, автором книги «Секреты семейного счастья».

[9] См.: https://www.psychologos.pro/articles/view/vidy-revnosti.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1