Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы об объединении намазов (вне пути)

Аудио версия настоящей статьи:

Подробная статья о всех богословских положениях объединения намаза вне пути читайте здесь.

Ниже приводим только подборку хадисов на эту тему.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), находясь в Медине, молился восемь и семь, Зухр и ‘Аср, Магриб и ‘Иша’».

Эти слова были переданы Ибн ‘Аббасом. Когда последний процитировал их, сподвижник Пророка по имени Айюб спросил: «Возможно, это было во время проливного дождя?» Ибн ‘Аббас ответил: «Возможно»[1].

В Священном Коране явно оговорено, что у каждой молитвы есть свое время, свой временной промежуток (см. Св. Коран, 4:103). Также мы знаем об этом из достоверных высказываний и действий самого пророка Мухаммада. В то же время мы знаем, что Пророк объединял[2] в пути вторую с третьей молитвой и четвертую с пятой, сокращая четырехракяатные до двух. Что же касается возможности объединения молитв вне путешествия, то об этом также есть упоминание в Сунне пророка Мухаммада.

В сводах хадисов Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда приводится следующий хадис: «Пророк Мухаммад совершал в Медине [порой] Зухр и ‘Аср вместе, а также Магриб и ‘Иша’. При этом он находился на месте постоянного пребывания, и каких-либо опасений, страха или дождя не было»[3].

Имам Малик добавлял: «Мне кажется, что это из-за дождя[4]«[5]. Некоторые правоведы, среди которых были ученые ханафитского и шафиитского мазхабов, предполагали, что Пророк совершал это во время физической немощи, болезни[6].

– «Когда посланник Божий торопился, он объединял четвертую молитву с пятой, и это после исчезновения вечерней зари[7]«[8]. Передавший данный хадис Ибн ‘Умар сам тоже так поступал[9], ссылаясь на действие Пророка;

– «Когда посланник Всевышнего выходил в путь днем, он объединял вторую и третью молитвы, а когда собирался быть в пути ночью — объединял четвертую с пятой»[10];

– Считающийся одним из грамотнейших сподвижников Пророка в вопросах богословия Ибн ‘Аббас однажды[11] вел проповедь (урок, назидание) после третьей молитвы. Солнце уже зашло, и начали появляться звезды. Некоторые воскликнули: «Молитва! Молитва!» Через некоторое время к Ибн ‘Аббасу уверенно подошел человек и с порицанием сказал: «Молитва! Молитва!» Сподвижник Пророка воскликнул: «Бесстыдник! Ты учишь меня Сунне [как правильнее поступать]?!» И через некоторое время обратился к людям: «Я сам видел, как Пророк объединял [порой] вторую молитву с третьей, четвертую с пятой!» Бывший свидетелем этой ситуации Ибн Шакык говорит: «В мою душу закралось сомнение, и я решил уточнить это у Абу Хурайры. Когда я спросил его об этом, он подтвердил слова Ибн ‘Аббаса»[12].

Богословы-ханафиты (с ними согласны и другие известные ученые, среди которых и имам аш-Шавкяни[13]), трактуют слово «объединял» как «совершал молитвы на стыке времен», то есть вторую молитву — в конце ее времени, а третью — в начале; четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую — в начале[14].

Ибн ‘Аббас передавал: «Я молился вместе с Пророком восемь [ракяатов] вместе [то есть четыре полуденной молитвы и четыре послеполуденной] и семь [ракяатов] вместе [то есть три вечерней, а вслед за ними четыре ракяата ночной] [один намаз за другим]. У него спросили: «Возможно, что это было в форме оставления второй молитвы (Зухр) напоследок и совершения третьей (‘Аср) в самом начале ее времени; а также с задержкой четвертой (Магриб) на конец времени и совершением пятой (‘Иша’) в самом начале ее временного отрезка?» — «Думаю так», — ответил он[15].

Объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в общем промежутке времени допускается богословами-ханафитами только во время паломничества днем на горе ‘Арафа (молитвы Зухр и ‘Аср) и ночью в долине Муздалифа (Магриб и ‘Иша’)[16].

Богословы-шафииты комментируют слово «объединял» как «совершал их одна за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой — от начала времени четвертой до конца пятой.

«В табукском походе, когда Пророк намеревался отправиться в путь и солнце уже минуло зенит, он совершал вторую и третью молитвы сразу. Если он выходил до наступления времени второй молитвы, то откладывал ее на время третьей. То же самое касалось и четвертой с пятой. Если он выходил после захода, то, перед тем как выйти, совершал четвертую с пятой. А если до захода, то откладывал четвертую молитву на время пятой и затем совершал их вместе»[17].

Безусловно, этот хадис можно отнести к ситуациям, когда человек является покидающим свой дом и местность, на которой он живет, и отправляющимся в путь, причем конечная точка назначения удалена от дома на девяносто и более километров — тогда верующий начинает пользоваться каноническими облегчениями после пересечения границ города. Обязательные молитвы он как объединяет, так и сокращает. Но находясь на месте постоянного пребывания[18] и не имея возможности своевременно совершить молитву, верующий может объединить вторую с третьей и четвертую с пятой, хотя при этом не имеет права сокращать четырехракяатные до двух[19]. Основанием для этого являются действия самого пророка Мухаммада и комментарии ученых прошлого и настоящего[20]. Все, кто говорил о возможности объединения второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в затруднительных ситуациях[21], в один голос утверждали и утверждают, что это может быть только исключением, а никак не правилом[22].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 182, хадис № 543; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 175; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 29, хадис № 543.

[2] Богословы-ханафиты трактуют слово «объединял» как «совершал вторую молитву в конце ее времени, а третью — в начале, соответственно — четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую — в начале». Основание для такой трактовки есть. Богословы-шафииты комментируют слово «объединял» как «совершал их одна за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой — от начала времени четвертой до конца пятой.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 279, хадис № 705; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 215 хадис № 705; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 5, хадис № 1210; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 586.

В одном из повествований данного хадиса продолжается: «У Ибн ‘Аббаса спросили: «А почему Пророк так поступал?» Сподвижник ответил: «Он (Пророк) не хотел ставить последователей своих в затруднительное (критическое положение)». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 279, хадис № 50–(705); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 177; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С. 6, хадис № 1211; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 229, хадис № 341; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 79, 80, хадисы № 187.

Имам ат-Тирмизи говорил: «В моем своде есть только два хадиса, которые, по единому мнению ученых-богословов, не применяются в повседневной практике, — это хадис Ибн ‘Аббаса об объединении молитв Пророком в Медине, когда не было дождя и каких-либо опасений, и хадис о смертной казни для пьяницы, который трижды уже до этого был наказан ударами плетью». Имам ан-Навави по этому поводу оговорил некоторое уточнение: «Что касается хадиса о пьянице, то ученые согласны относительно его канонической аннулированности (мансух). Однако по поводу хадиса Ибн ‘Аббаса необходима поправка. По вопросу его отмены и непригодности к практическому применению нет единодушия. Были разные мнения о том, как понимать этот достоверный хадис. Большая часть ученых говорили о возможности применения его в непогоду, а также в случае болезни, недомогания. Некоторые понимали еще более широко и говорили о возможности объединения молитв в различных затруднительных ситуациях, но только как исключение». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 218, 219.

[4] То есть из-за ненастной погоды, слякоти, которые делали посещение мечети крайне затруднительным.

[5] Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 120, хадис № 332. В хадисе, который приводит имам Малик, упоминания о дожде нет.

[6] Другие ответили на это предположение: «Достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединял молитвы сообща (в джама‘ате) с другими людьми, среди которых были совершенно здоровые. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 30, пояснение к хадису № 543.

[7] То есть после того, как уже вышло время четвертой обязательной молитвы.

[8] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 279, хадисы № 42 и 43–(703); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 213, хадис № 42 и 43–(703); Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 331.

[9] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 192, хадис № 554, «хасан сахих».

[10] Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 335.

[11] Это было уже после смерти пророка Мухаммада.

[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 280, хадис № 57–(705); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 217 хадис № 57–(705).

[13] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 229.

[14] Как в реалиях прошлого, так и в реалиях современности, найти тот короткий временной промежуток, когда вторая молитва переходит в третью и четвертая в пятую, а также суметь (тем более при сегодняшнем ритме жизни) именно к этому времени иметь омовение, подходящее место для совершения молитвы и т. д. — все это достаточно непросто, и облегчение становится усложнением ситуации, которое совсем некстати. См., например: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 228, 229; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 210.

Но не исключено, что при своевременном расчете возможностей и четком знании начала и завершения времени молитв, это возможно. В таком случае поступить подобным образом будет наиболее правильным, так как с данной формой объединения согласны все богословы без исключения. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 229.

[15] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 280, хадис № 55–(705); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 217, хадис № 55–(705).

[16] О том, что в этих двух случаях лучше объединять молитвы в общем промежутке времени, согласны все ученые-богословы, так как тому есть явное доказательство в Сунне Пророка. См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500.

[17] См.: аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 290/585.

Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 148, хадис № 1220, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С. 7, 8, хадис № 1220. Данный хадис приводится также в сводах хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ад-Дар Кутни, аль-Хакима и Ибн Хиббана.

[18] «Местом постоянного пребывания», по мнению ханафитских богословов, считается та местность, где человек намеревается находиться пятнадцать суток или более. Шафиитские богословы считают — четверо суток, не беря в расчет день прибытия и день отбытия.

[19] Сокращать четырехракяатные молитвы, как мы уже говорили, может только путник.

[20] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 3. С. 555.

[21] Среди них были такие известные имена, как Ибн Сирин, Раби‘а, Ашхаб (богослов маликитского мазхаба), аль-Каффаль, аш-Шаши (богословы шафиитского мазхаба), Ибн Мунзир, многие хадисоведы и другие. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 219.

[22] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 31, пояснение к хадису № 543; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 229 и др.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1