Хадис о матери-язычнице

Хадис о матери-язычнице

 

автор:

 
Как относиться мусульманину (мусульманке) к родителям-христианам, иудеям, язычникам или атеистам? Могут ли быть между ними добрые родственные отношения? Что говорят об этом мусульманские каноны?
 
Однажды Асма’, дочь Абу Бакра, спросила у пророка Мухаммада о своей матери-язычнице: «Могу ли я хорошо к ней относиться?» Он (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Да. Укрепляй родственные связи с нею (относись к ней хорошо, с глубоким почтением) [не имеет значения какого она вероисповедания /1/]!» /2/ И это притом, что язычество с точки зрения мусульманских священных текстов — наихудший грех, который только может совершить человек. В Коране четко сказано, что Бог способен простить любой грех, даже если человек уйдет из жизни не раскаявшись в совершении его. Единственным исключением является язычество и неверие: если человек умер с этим грехом (верой в существование множества богов или отрицанием Бога вообще) не раскаявшись, то его ожидает вечное пребывание в Аду /3/.
 
Но, возвращаясь к хадису, к словам заключительного Божьего посланника, мы понимаем, что участь человека в вечности (до конца известная лишь Богу), а также выбранное им вероисповедание либо его отсутствие, степень грехов — не должны влиять на отношение мусульманина (мусульманки) к нему. Пока человек жив, есть возможность пробудить в нем веру и развить, и кто это сделает, если не верующий, чувствующий свою ответственность пред Богом и проявляющий ее через порядочность, воспитанность и вежливость в отношениях с другими людьми?!
 
В Коране ясно сказано:
 
«Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедание] /4/, кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит справедливых» (Св. Коран, 60:8).
 
То есть только эти две категории людей не заслуживают благородства в свой адрес за те преступления и разбой, что вершат. А что касается всех остальных, кем бы они ни были по убеждениям и взглядам, хорошие они или плохие, неважно — мы, если считаем себя покорными Творцу (а не своим прихотям), обязаны относиться к ним по-доброму и уважительно (как минимум — стараться быть таковыми). Тем самым покажем самим же себе суть наших душ и сердец: полны ли они сатанинской невоспитанности и грубости, прикрытой красивыми мусульманскими высказываниями, которые лишь на языке, или все-таки маленький светоч веры освещает нас изнутри, помогая отличать в лабиринтах души зло от добра, грешное от праведного.
 
Аят четко очерчивает нормы взаимоотношений. Когда к мусульманам относятся по-доброму, по-человечески, то они должны отвечать благожелательно, проявлять к этим людям, независимо от их убеждений или вероисповедания, справедливость и благородство. Замечу, что слово «благородство» (аль-бирр), употребленное в аяте, обычно используется при характеристике отношения детей к своим родителям. То есть не простое благородство, а искреннее, с душою. Слово это (аль-бирр) в арабском языке означает также «отказ в пользу другого от того, что ты мог бы получить», а также «предоставление другому большего, чем он заслуживает». То есть на хорошее постараться ответить большим, лучшим.
 
Итак, рассматриваемый хадис демонстрирует истинное положение дел в вопросе взаимоотношений представителей разных вероисповеданий, но, к сожалению, в последние десятилетия в угоду западной политике в мире и на Ближнем Востоке акценты смыслов священных текстов сместились в сторону ненависти и неприязни /5/.
 
 
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
 
/1/ Нет однозначного мнения относительно становления ее матери в итоге мусульманкой. Большинство ученых говорят, что она так и осталась язычницей. Но это не повлияло на добрые родственные отношения матери и дочери. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 89.
 
/2/ См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 790, хадис № 2620; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 291–293, хадис № 2620; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 388, хадис № 50—(1003); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 88, 89, хадис № 50—(1003); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 196, хадис № 1668, «сахих».
 
/3/ В Коране сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не простит приписывание кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи (вознесение чего-либо на Его Божественный уровень) [и это в том случае, если человек так и ушел из жизни с этим грехом, не раскаявшись и не исправившись]. Все же остальное Он может простить тем, кому пожелает [даже если человек умрет с каким-либо грехом, так и не раскаявшись]. Кто приравнивает кого-то или что-то к Его уровню, тот совершает ужасный (страшный, огромный) грех» (Св. Коран, 4:48).
 
/4/ Хорошо известен принцип: что не запрещено, то разрешено. А благородство и справедливость не только разрешены, но и поощряемы в Исламе, ибо могут послужить причиной того, что и другие будут стремиться к широкому анализу происходящего вокруг. Из достоверного хадиса мы хорошо знаем о том, что если мусульманин послужит причиной того, что человек обретет веру в Бога, Единственного Творца всего сущего, то вознаграждение, даруемое этому мусульманину Господом, будет более ценно, чем все земные богатства.
 
/5/ Подробнее об этом и других религиозных «вирусах» вы найдете информацию в моей книге «Как увидеть Рай?». Читателю откроются глаза на многое, что происходило и происходит в современном мире. Все станет проще и понятнее, а главное — убедительно канонически обоснованно.

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов