Аудио версия настоящей статьи:
Главная цель пророческой миссии — высоконравственность
Мусульмане часто говорят о высоконравственности, которая не всегда им присуща. Наиболее вероятно, что отсутствие ее у отдельных мусульман не имеет отношения к их религиозной принадлежности, а исходит от слабости самих людей. Приведите, пожалуйста, несколько религиозных высказываний о том, что есть высоконравственность с точки зрения Ислама.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» [1]; «Наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным качествам» [2]; «Наиболее полной будет вера у тех верующих, кто обладает наилучшей нравственностью» [3]; «Воистину, вы не овладеете людьми [не сможете расположить их к себе лишь] посредством богатств своих, однако [сможете] — ясным ликом [открытостью, благожелательностью] и высокой нравственностью» [4]. У пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) спросили о высокой нравственности, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» [5], а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя» [6]. У пророка Мухаммада однажды спросили: «Что больше всего способствует становлению человека обитателем Рая?» Он (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Наличие высоких нравственных качеств» [7]. Он также подчеркивал: «Самым тяжелым [одним из самых весомых достояний] на чаше благих дел верующего [в Судный День] будет высокая нравственность. И, воистину, грубые и невоспитанные люди ненавистны Богу» [8]. В другом хадисе сказано: «Самым тяжелым на чаше благих дел в Судный День будут набожность и благонравие [то есть, например, десять единиц, приобретенные от высоконравственного, благородного поступка, будут значительно более весомыми, нежели десять единиц вознаграждения, зафиксированные ангелами в результате подаяния милостыни или совершения дополнительной молитвы]» [9]. Передается, что однажды сын мудрого Лукмана спросил своего отца: «О папочка! Какие человеческие качества являются наилучшими?» — «Набожность», — ответил Лукман. «А если говорить о двух», — продолжал сын. «Набожность и материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды)». — «А если говорить о трех?» — снова поинтересовался сын. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды) и скромность». — «А если говорить о четырех?» — продолжал сын. «Тогда набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность и высоконравственность». — «А если говорить о пяти?» — вопрошал тот. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность, высоконравственность и щедрость, великодушие». — «А если говорить о шести?» — продолжал настойчиво интересоваться сын мудрого Лукмана. Отец ответил: «О сыночек мой! Если в человеке будут [присутствовать, станут неотъемлемыми для него] перечисленные пять, то этот человек — истинно набожный, кристально-чистый, приближенный к Богу и отдаленный от Дьявола» [10].
Я живу в стране, где мало мусульман. Другие относятся к мусульманам здесь не очень хорошо, без уважения. Иногда я слышу неприятные слова в свой адрес. Некоторые соседи принципиально не здороваются и пытаются показать всем своим видом, как я им неприятна. Мой муж всегда злится на меня, когда я рассказываю очередную не очень приятную историю о каких-нибудь колкостях в свой адрес или в адрес мусульман, он тут же находит что сказать, ставя людей на место. Я так не умею. Мне не хочется отвечать грубо. Или все-таки надо научиться этому? Хотя я не веду себя как овечка, просто мне не хочется грубить. Муслима.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проходил через значительно большие унижения и оскорбления в свой адрес, но вел себя в этих ситуациях очень благородно. Те, кто испытывал к нему неприязнь, или проедались своей же желчью (так как Пророк не реагировал на их грубости) или, если были разумны, становились его друзьями, а впоследствии — мусульманами. Такова культура поведения посланников Творца, к которой нам, следующим их заветам, нужно стремиться. Разумный человек не станет грубо отвечать на слова глупца и невежды, тем более если этот разумный и воспитанный человек является мусульманином. Даже умно «поставить на место» — значит пробудить неприязнь и большее недовольство в душе собеседника. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда, подчеркиваю, никогда не грубил, даже в ответ на самые неприятные оскорбления в свой адрес. Об этом есть несколько достоверных хадисов. Например, следующий: «Однажды [не очень вежливые] представители людей Писания [несколько иудеев [11]] попросили пророка Мухаммада о встрече. Придя, они поприветствовали его словами: «Ас-саму [12] ‘алейкум!» ‘Аиша, которая в этот момент оказалась рядом, не удержав эмоций, воскликнула: «И вам «ас-сам» и Господне проклятие!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спокойно возразил: «О ‘Аиша! Поистине, Всевышнему Творцу присущи доброта и мягкость (рифк). И Он во всех делах любит доброту и мягкость [то есть особенно любит в верующих именно эти качества]». ‘Аиша воскликнула: «А разве ты не слышал сказанное ими?!» Пророк ответил: «Я произнес в ответ: «И вам (ва ‘алейкум)» [13]. Также, например, у великого имама аш-Шафи‘и есть несколько красивых стихов о ситуациях, подобных вашей. Он говорит, что не к лицу мудрому мусульманину (а тем более мусульманке) опускаться на уровень невоспитанного невежды, отвечая ему чем-либо. Помните про льва и собаку? Льва боятся, а собаку — нет. Согласен, «львом» — обладателем красивой речи, набожности, спокойного, ненадменного, но величественного взгляда — может быть не каждый. Но не отчаивайтесь. «Путь одолеет идущий», тем более если в его сердце набожность, а в поведении очень ценимая Богом скромность.