
Дарура (араб. ضرورة – необходимость) — крайняя ситуация, вынуждающая совершить что-либо запретное, дабы уберечься от погибели или от какого-либо серьезного вреда и последствия.
По единогласному мнению ученых-богословов, в случае наличия дарура, если от этого будет зависеть жизнь и здоровье, разрешается совершить что-либо запретное. Это подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада.
Кроме прямых указаний из Священного Корана и изречений пророка Мухаммада в Исламе имеется один важный принцип, служащий важным руководством при возникновении какой-либо затруднительной ситуации: «При наличии затруднительной ситуации разрешается совершить что-либо запретное».
При каких условиях дарура может стать основанием для совершения чего-либо запретного и какова степень дозволенности этого?
- дарура должна реально иметься и не должна быть, например, ожидаемой,
- совершение чего-либо запретного должно быть единственным выходом из возникшей даруры, то есть не должно иметься каких-либо альтернативных решений, позволяющих решить вопрос,
- облегчением при даруре необходимо пользоваться в минимальном размере, необходимом для сохранения жизни, здоровья и т. д.,
- руководствуясь дарурой, не разрешается совершать такие виды деяний, которые запрещены (харам) при любых обстоятельствах, например, покушение на жизнь другого человека, на его честь, достоинство и имущество.
Вот примеры дарура, являющиеся основанием для совершения чего-либо запретного:
- находясь на грани жизни и смерти, дозволяется употребить что-либо запретное, например, свинину, мертвечину;
- при медицинских показаниях врачу разрешается обследовать и осмотреть те части тела пациента, на которые обычно не разрешено смотреть (‘аурат);
- при угрозе расправой разрешается произнести слова неверия (куфр), делая это только языком, сердцем же оставаясь верующим,
- для сохранения своей жизни либо жизни другого человека разрешается воспользоваться каким-либо имуществом без наличия согласия владельца, например, его транспортным средством для доставки тяжелораненого в больницу.
Важно отметить, что, пользуясь облегчением во время дарура, необходимо соблюдать определенную меру, руководствуясь еще одним важным принципом Ислама: «Дарура определяется степенью вынужденности»[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Дарура // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 28. С. 191-207.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза