Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Мискин

Предыдущий термин

Мусульманин

Следующий термин

Михраб (араб. محراب)  — место в мечети, в котором располагается предстоятель коллективной молитвы во время ее совершения.

Словом «михраб» также обозначается ниша в мечети, указывающая направление к Каабе.

Во время жизни пророка Мухаммада, а также в период жизни четырех праведных халифов не было принято создавать нишу (то есть михраб) в мечети, указывающую направление к Каабе. Первым, кто стал это делать, был ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, вошедший в историю с титулом «пятый праведный халиф».

Ученые-богословы высказали разные мнения относительно необходимости нахождения предстоятеля молитвы (имама) в михрабе во время совершения обязательной коллективной молитвы. Так, например, часть богословов-ханафитов высказалась о нежелательности (макрух) нахождения предстоятеля молитвы (имама) в другом месте при совершении коллективной молитвы, кроме как в михрабе, если в этом нет крайней необходимости. Богословы-маликиты и богословы-шафииты высказались в пользу того, что нахождение в михрабе предстоятеля молитвы при совершении коллективной молитвы относится к категории допустимых действий, а не к категории обязательных. Однако богословы-ханбалиты высказались совершенно иначе. По их мнению, подобное действие является нежелательным (макрух). Важно отметить, что мнения ученых-богословов на этот счет имеют определенную аргументацию и разумное объяснение. Что касается совершения дополнительных молитв, то, согласно мнению некоторых ученых-богословов, нахождение в михрабе относится к категории нежелательных действий (макрух). Аргументируют свое мнение они тем, что люди, явившиеся в мечеть с опозданием, могут предположить, что находящийся там совершает обязательную молитву, от чего ошибочно могут присоединиться к нему. Исключение составляют случаи, когда после окончания совершения коллективной молитвы предстоятель остается находиться в михрабе в сидячем положении, но обращаясь лицом к присутствующим. Известно, что так делал сам пророк Мухаммад, то есть оставался в том месте, где руководил намазом.

Важно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых-богословов, например, богословов-маликитов, нежелательно приукрашивать михраб золотом или какими-либо драгоценностями, а также надписями, в том числе аятами Священного Корана. Однако другие ученые-богословы высказались о допустимости подобного[1].     

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Михраб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 36. С. 193–199. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic