Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Аудио статья

Хадисы о порядке опускания рук и ног в намазе

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

  

Когда совершаешь земной поклон в молитве, как правильнее: сначала опустить на землю колени или первым делом руки, а потом уже колени?

Большая часть исламских ученых (джумху́р) говорили о том, что с точки зрения Сунны наиболее верным во время совершения земного поклона является опускание сначала коленей, затем кистей рук, а потом лица с расположением его между кистями рук[1] и касанием носом и лбом земли (коврика). Вставая с земного поклона, молящийся сначала поднимает голову, затем — руки, а потом — колени. Хадис с таким описанием последовательности подавляющее большинство ученых, среди которых богословы аль-Хаттаби и Ибн Кайим,  считало более достоверным.

К хадису Абу Хурайры, где говорится «сначала опускаются руки, а затем — ноги» были претензии как у хадисоведов (мухаддисов), например у ат-Тирмизи, который сказал, что данный хадис «гари́б», так и у факы́хов (богословов-исследователей), например у Ибн Кайима аль-Джавзи, который высказался, что этот хадис является «недостоверным по своему смыслу». У Ибн Кайима по данному вопросу есть очень подробное, богатое аргументацией и богословскими тонкостями исследование, в конце которого он подходит к упомянутому заключению[2].

Но в то же время необходимо оговориться, что обе формы допускаются учеными. Просто с точки зрения Сунны опускание сначала коленей, а затем — рук является значительно более верным.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Так утверждали богословы-ханафиты, опираясь на Сунну Пророка. Ученые шафиитского мазхаба, основываясь на хадисе из св. х. имама Абу Дауда, сказали, что кисти рук опускаются на землю на уровне плеч. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 330. [2] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. Т. 1. С. 223–231. Также см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 848, 849.

Хадисы

Намаз

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic