Логотип umma.ru и переход на главную страницу5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Аудио статья

Хадисы о порядке опускания рук и ног в намазе

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

  

Когда совершаешь земной поклон в молитве, как правильнее: сначала опустить на землю колени или первым делом руки, а потом уже колени?

Большая часть исламских ученых (джумху́р) говорили о том, что с точки зрения Сунны наиболее верным во время совершения земного поклона является опускание сначала коленей, затем кистей рук, а потом лица с расположением его между кистями рук[1] и касанием носом и лбом земли (коврика). Вставая с земного поклона, молящийся сначала поднимает голову, затем — руки, а потом — колени. Хадис с таким описанием последовательности подавляющее большинство ученых, среди которых богословы аль-Хаттаби и Ибн Кайим,  считало более достоверным.

К хадису Абу Хурайры, где говорится «сначала опускаются руки, а затем — ноги» были претензии как у хадисоведов (мухаддисов), например у ат-Тирмизи, который сказал, что данный хадис «гари́б», так и у факы́хов (богословов-исследователей), например у Ибн Кайима аль-Джавзи, который высказался, что этот хадис является «недостоверным по своему смыслу». У Ибн Кайима по данному вопросу есть очень подробное, богатое аргументацией и богословскими тонкостями исследование, в конце которого он подходит к упомянутому заключению[2].

Но в то же время необходимо оговориться, что обе формы допускаются учеными. Просто с точки зрения Сунны опускание сначала коленей, а затем — рук является значительно более верным.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Так утверждали богословы-ханафиты, опираясь на Сунну Пророка. Ученые шафиитского мазхаба, основываясь на хадисе из св. х. имама Абу Дауда, сказали, что кисти рук опускаются на землю на уровне плеч. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 330. [2] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. Т. 1. С. 223–231. Также см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 848, 849.

Хадисы

Намаз

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

46:13

Поистине, кто сказал: «Господом моим является Аллах (Бог) [и ничто иное я не возношу на уровень Бога]», а затем последовал верному пути [сторонясь явно запретного и выполняя обязательное в меру сил и возможностей, оставаясь таковым до конца своих земных дней], над тем не властвует страх [относительно того, что впереди] и он не будет опечален [относ

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic