Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Ближе к Концу Света появятся антихристы-лжецы. Придут они к вам с хадисами (моими высказываниями), которых ни вы, ни ваши отцы [предки] не слышали [они их умело выдумают, желая повести за собою людей]. Остерегайтесь их, дабы не свели вас с верного пути и не ввергли в фитну (смуту)!”[1]
Здесь я вспомнил бы о тех религиозных идеологах, кто пропагандирует неприязнь к инакомыслящим, насилие и убийство “ради Аллаха”, а также тех, кто такфирит других направо и налево, объявляя их кяфирами-безбожниками за то, что подумали, сказали или сделали что-то, по их мнению, не так. В своих речах они часто пугают вот-вот наступающим Концом Света. Их трактовки аятов и хадисов звучат убедительно, но в результате за последние несколько десятилетий мы получили полную дискредитацию Ислама и мусульман. Объективно оцените, с кем и с чем ассоциируется Ислам и мусульмане в современном информационном пространстве? Полагаю, хадис об антихристах-лжецах повествует о тех наших современниках, кто упорно сеял и сеет смуту, и мы пришли к тому, что имеем.
Несколько строк из стихотворений имама аш-Шафи’и:
Падение (разложение) нравов от двоих:
ученого, не стесняющегося публично вести себя аморально (безнравственно);
а еще хуже — от невежды, ведущего аскетический образ жизни (отшельника).
Оба они — великая смута для тех, кто следует им в религиозности [эти двое могут сбить с толку огромное число людей; особо не задумывающейся инертной массе эти две категории очень интересны — для оправдания грехов, для обоснования крайностей и нелепых поступков][2].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 23, хадис № 7–(7); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 78, хадис № 7–(7).
[2] См.: Диван аш-шафи‘и [Сборник стихов аш-Шафи‘и]. Бейрут: ас-Садир, 1996. С. 52.


