
Басмала (араб. بسملة) — произнесение слов بِسْمِ ٱللَّٰهِ ٱلرَّحْمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (Именем Аллаха (Бога, Господа), милость Которого вечна и безгранична), что рекомендовано делать перед совершением любого дела, особенно перед таким, которое связано с поклонением Всевышнему.
Басмала перед совершением какого-либо дела — сунна пророка Мухаммада, которой он постоянно следовал.
Является ли басмала аятом Священного Корана?
Ученые-богословы едины во мнении, что басмала является 30-м аятом суры «ан-Намль» (27). Однако среди них имеются разные мнения относительного того, является ли она аятом суры «аль-Фатиха», а также всех остальных сур или нет.
Большинство ученых-богословов высказались в пользу того, что басмала не является аятом суры «аль-Фатиха», как и всех остальных сур. Также они добавили, что басмала в Священном Коране является отдельным самостоятельным аятом, который выполняет разделительную функцию между его главами (сурами).
Ученые-шафииты высказались в пользу того, что басмала является аятом суры «аль-Фатиха», а также всех остальных сур.
Несмотря на вышеприведенное разногласие ученых-богословов относительно басмалы, все они едины во мнении о недопустимости ее чтения нараспев [как принято читать Священный Коран] в состоянии отсутствия ритуальной чистоты. В то же время они высказались о допустимости произнесения басмалы в качестве мольбы (ду‘а) в таком состоянии.
В каких случаях басмала является обязательной (ваджиб)?
В каких случаях она является желательной (сунна)?
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Басмала // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 8. С. 83–93.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза