
Бирруль-ваалидейн (араб. بر الوالدين) — благочестивое отношение к родителям, проявляющееся в покорности перед ними и уважении к ним, а также в оказании материальной помощи им, если на то возникнет необходимость.
Говоря о родителях, речь в первую очередь идет о матери и отце. Однако, по мнению некоторых ученых-богословов, дедушка и бабушка тоже относятся к этому понятию и так же, как мать и отец, имеют духовный статус «родители» для своих внуков.
Бирруль-ваалидейн занимает в Исламе высокое положение, а также является одним из важнейших средств для приближения к Всевышнему.
В Священном Коране имеется целый ряд аятов, в которых Творец призывает верующих хорошо относиться к родителям и проявлять к ним благочестие. То же самое приводится во многих изречениях пророка Мухаммада.
Кстати, благочестие к родителям и хорошее отношение к ним требуются даже в том случае, если они будут приверженцами другой религии и даже если вовсе не будут приверженцами какой-либо религии. Однако повиноваться им в подобном случае допускается только при условии, что их повеления не будут противоречить предписаниям Ислама.
Важно отметить, что, говоря о родителях, особое место занимает мать. Это объясняется тем, что именно на ее плечи возлагается особо тяжкое бремя по вынашиванию детей, уходу за ними, воспитанию и т. д. К этому также следует добавить, что мать, имея слабую женскую природу и физиологию, в старости особым образом нуждается в уходе и заботе.
Какие имеются формы проявления бирра в отношении родителей?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Бирру аль-валидейн // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 8. С. 63–73.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза