
Булюг (араб. بلوغ — совершеннолетие, зрелость) — достижение возраста совершеннолетия, после чего [на достигшего данного возраста] возлагается полная ответственность за соблюдение и выполнение всех религиозных предписаний.
Совершеннолетие в Исламе определяется достижением полового созревания, сопровождающегося определенными физиологическими изменениями.
Какие физиологические изменения свидетельствуют о половом созревании мальчиков?
Какие изменения свойственны девочкам?
Следует заметить, что некоторые физиологические изменения являются общими и поэтому свойственны как мальчикам, так и девочкам. К числу таких изменений относится появление волос на лобке и в подмышечной впадине.
В случае отсутствия явных физиологических изменений, а зачастую о появлении некоторых из них может знать только сам подросток, достижение совершеннолетия определяется, исходя из возраста.
По мнению большинства ученых-богословов, средний возраст наступления совершеннолетия — 15 лет. Однако эта цифра у разных подростков может отличаться, что зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека.
По мнению ученых-шафиитов минимальный возраст достижения совершеннолетия у мальчиков составляет 9 лет [по лунному летоисчислению], а по мнению ученых-ханафитов — 12 лет. У девочек, по мнению большинства ученых-богословов, этот возраст составляет 9 лет.
Какие имеются способы в подтверждение того, что подросток достиг совершеннолетия?
Как было сказано выше, после достижения возраста совершеннолетия на подростка возлагается полная ответственность за соблюдение и выполнение всех предписаний религии, а также ответственность за совершение любых видов поступков и деяний, в том числе преступных[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Булюг // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 8. С. 186–205.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза