
Даман (араб. ضمان — гарантия, страхование) – гарантийное обязательство и компенсация ущерба.
По единогласному мнению ученых-богословов, даман является законной мерой в Исламе, дозволенность чего подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада.
Основные причины дозволенности этого заключаются в следующем:
- защита прав других,
- соблюдение заключенных договоренностей,
- компенсация нанесенного ущерба,
- предупреждение совершения каких-либо правонарушений.
Даман, как правило, вступает в силу при:
- совершении правонарушения в отношении другого,
- нанесении какого-либо вреда, ущерба,
- непосредственном причастии к правонарушению и нанесению вреда, ущерба.
Важно отметить, что даман действует также при нанесении какого-либо увечья и вреда здоровью другого человека, а также при неумышленных убийствах. В подобных случаях размер и вид компенсации определяются в зависимости от конкретной ситуации[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Даман // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 28. С. 219-310.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза