Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Гыбта

Предыдущий термин

Даман

Следующий термин

Да́‘ва (араб. دعوة — приглашение, призыв, пропаганда) — в религии под этим словом подразумевается призыв к вере, пропаганда Ислама.

Согласно некоторым аятам Священного Корана, призыв к вере — обязательное действие. Известно, что на протяжении всей истории человечества Всевышний отправлял к народам и цивилизациям посланника, последним из которых был пророк Мухаммад. Каждый из этих посланников был обязан призывать свой народ к вере в Него и поклонению Ему одному. Таким образом, несомненно, призыв к вере — возвышенное и почетное дело. Каждый верующий, занимающийся этим делом, считается продолжателем дела посланников, избранных самим Всевышним. Вышесказанное подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада.

Основными целями да́‘ва в отношении немусульман являются: наставление на прямой путь, ведущий к познанию Господа, спасение от разрушительного безбожия, обретение истинного смысла жизни, заключающегося в поклонении Творцу, лишение безбожников оправдания своему неверию и др.

Да́‘ва может проводиться и в отношении мусульман. В этом случае основными целями являются: побуждение верующих к полноценному выполнению религиозных предписаний, напоминание о пагубном последствии отклонения от религии, противодействие распространению распутства в обществе, побуждение верующих к более активному вкладу в развитие религии, жизни и общества в целом.

Призывая к вере человека неверующего, рекомендуется придерживаться определенной последовательности. Так, например, первым делом, используя разного рода аргументы, нужно побудить его уверовать в существование Творца и Его единственность. После этого рекомендуется побудить его уверовать во все остальные составляющие веры (вера в истинность миссии пророка Мухаммада, во все Священные Писания, включая Коран, вера в необратимость наступления Судного Дня и т. д.). Призывая, нужно стараться учитывать особенность психотипа данного человека, его менталитет и образ мышления. В противном случае попытка призвать его к вере может на самом деле отвратить его от веры, что в реалиях современного Интернета широко распространено. Важно отметить, что каждому человеку, будь то безбожник или ярый атеист, нужно предоставить возможность на понятном ему языке познакомиться с Исламом, если он сам изъявит на то желание. Принуждение недопустимо, о чем четко сказано в Коране.

Говоря о людях, занимающихся призывом, некоторые ученые-богословы высказали мнение о том, что эта обязанность возлагается в первую очередь на имеющего высшее религиозное образование верующего человека, занимающего в обществе определенную религиозную должность, например, должность настоятеля мечети (имам). Они придерживаются такой позиции в связи с тем, что, по их мнению, обязанность да́‘ва не является обязанностью каждого верующего. Другие же ученые-богословы считают, что заниматься да́‘ва должен каждый верующий, имеющий даже небольшие познания в религии. Так, согласно их мнению, обучившийся, например, совершению молитвы-намаза должен обучить этому и другого человека.  

Человек, занимающийся да́‘ва, должен соответствовать определенным требованиям: совершеннолетие, обладание религиозными знаниями, праведность, соответствие дел и поступков словам, а также высокая нравственность.

Для достижения хороших успехов, занимаясь да́‘ва, допускается использовать различные методы и средства, не противоречащие этике и морали религии: словесная и письменная речь, публичные выступления, современные средства коммуникаций, СМИ и т. д. Кроме этого, для достижения хороших успехов, человеку, занимающемуся да́‘ва, рекомендуется придерживаться принципа постепенности, умеренности и постоянства[1].     

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Вирд // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 20. С. 320–333.

 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic