
Дыяфа (араб. ضيافة — угощение, гостеприимство) — оказание гостеприимства гостю.
По единогласному мнению ученых-богословов, дыяфа относится к категории желательных (сунна) действий, практикуя которую все Божьи пророки и посланники проявили себя наилучшим образом.
Ислам побуждает своих последователей практиковать это, поскольку дыяфа считается проявлением высокой нравственности и великодушия. Это подтверждается изречениями пророка Мухаммада.
По мнению большинства ученых-богословов, максимальный срок, на протяжении которого гости имеют право пребывать в гостях, — 3 дня. Некоторые ученые-богословы высказали мнение, что максимально допустимый срок пребывания в гостях — 1 день, но разрешается и 3 дня.
Каких этических принципов должен придерживаться человек, оказывающий дыяфа?
- в момент прибытия гостя быть приветливым,
- проявлять радушие к гостю и открытость,
- вести с ним приятное общение и беседы,
- лично ухаживать за ним,
- когда гость вознамерится покинуть, проводить его лично к выходу.
Чего следует остерегаться при оказании дыяфа?
- оставлять гостя одного,
- в его присутствии ругать кого-либо, например, свой обслуживающий персонал,
- усаживать гостя рядом с теми, с кем он не желал бы сидеть, либо рядом с теми людьми, к которым канонически запрещено находиться близко и прикасаться к ним.
Каких этических принципов должен придерживаться гость?
- усаживаться там, где ему предложат сесть,
- проявлять довольство преподнесенными для него угощениями,
- покидать застолье с разрешения хозяев дома,
- после трапезы произнести мольбу за хозяев дома и воздать им свою благодарность[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Дыяфа // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 28. С. 316-319.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза