
Гусль (араб. غسل — обмывание, мытье) — полное мытье всего тела, совершаемое определенным образом.
Гусль требуется совершать во всех случаях эякуляции (исключением в отношении мужчин могут быть случаи выделения семенной жидкости вследствие удара или болезни), после совокупления, после окончания менструации, а также с завершением послеродового кровотечения. Кроме этого, гусль требуется совершать в случае принятия Ислама человеком, ранее являвшимся атеистом или приверженцем иной религии. Наряду с вышесказанным, согласно мнению богословов-ханафитов, а также мнению некоторых других ученых-богословов, необходимость в гусле возникает в случае смерти.
Обязательными действиями (фард) во время совершения гусля являются: намерение очиститься (богословы-ханафиты считают это лишь желательным), омытие всего тела, в том числе волосяного покрова (если вода достигнет корней волос, то, согласно мнению большинства ученых-богословов, распускать косы женщине не требуется), полоскание рта и промывание носа (богословы-шафииты подобное считают лишь желательным). Кроме этого, к числу обязательных действий во время совершения гусля некоторые ученые-богословы относят непрерывность всего процесса, хотя большинство высказалось только о желательности этого.
К числу желательных (сунна) действий относятся: в начале произнести «бисмил-ля» (с именем Бога), вымыть руки, удалить нечистоты с тела (если таковые имеются), совершить малое омовение, начать обмывание тела с правой стороны, с головы и двигаясь вниз, обмыть тело трижды.
Во время совершения гусля выполнять некоторые действия нежелательно (макрух). К ним относятся: расточать воду, плескать водой в лицо, вести беседы с другими людьми, без нужды пользоваться помощью других людей, совершать гусль в нечистом месте и месте, предназначенном для отправления физиологических нужд (туалет), совершать гусль в море. Отмечу, что это лишь нежелательно, а нежелательность канонически отменяется даже малой необходимостью.
Резюмируя все вышесказанное, минимальное требование при совершении гусля – омыть все тело один раз, а также, согласно мнению богословов-ханафитов, прополоскать рот и промыть нос. Подобным образом допустимо поступать, например, в случае наличия только ограниченного количества воды, а также в случае нехватки времени. В остальных случаях рекомендуется совершать гусль, выполняя все виды желательных (сунна) действий[1].
Подробней смотрите раздел о полном омовении на нашем сайте здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Вирд // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 31. С. 194–217.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза