
Халиф (араб. خليفة) — глава мусульманского государства, регулирующий как духовную жизнь мусульман, так и повседневную. Также такого человека называют «предводитель правоверных».
Слово «халиф» с арабского языка переводится как «преемник» или «наместник». Исторически подобная должность в Исламе унаследована от самого пророка Мухаммада.
Ученые-богословы едины во мнении относительно необходимости наличия халифа среди мусульман, который будет управлять их делами, руководствуясь исламскими нормами и положениями. Необходимость его наличия подтверждается действиями сподвижников пророка Мухаммада, которые после его кончины первым делом принялись решать вопрос о выборе преемника.
Наличие халифа среди мусульман относится к категории коллективной обязанности (фард кифая), то есть если одними эта обязанность будет выполнена, то со всех остальных ответственность снимается. В противном случае те мусульмане, которые претендуют на эту должность, будут нести ответственность перед Богом.
Требования к претенденту на должность халифа:
- быть мусульманином,
- совершеннолетним мужчиной,
- иметь здравый рассудок,
- должен быть справедливым,
- отличаться своей праведностью,
- должен обладать храбростью и мужеством,
- быть физически полноценным (например, не глухим или слепым).
Согласно мнению ханафитов, праведность не является крайне необходимым условием, предъявляемым к претенденту на должность руководителя. По их мнению, даже если халиф и станет известен совершением некоторых грехов, то ему все равно нужно продолжать подчиняться. Однако ученые-богословы должны будут приложить усилия на то, чтобы побудить халифа к праведности[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Высшее предводительство // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 215–233.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза