Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Икрар

Предыдущий термин

Иктисаб

Следующий термин

Икрах (араб. إكراه) — это принуждать другого человека к совершению какого-либо действия против его воли и желания, что, как правило, происходит при использовании некоторых видов угроз и давления.

Икрах относится к числу запрещенных деяний (харам), и даже более того, являясь нарушением прав других (зульм), относится к числу больших грехов (кабаир).

При каких условиях факт икраха принимается во внимание?

  • когда принуждающая сторона способна привести в исполнение свои угрозы,
  • наличие у принужденного реальных опасений и чувства страха за свою жизнь, здоровье и т. д.,
  • вид угроз должен предполагать тяжелые последствия: угроза в отношении жизни, здоровья, чести и т. д.
  • когда именно принуждение становится причиной совершения какого-либо деяния.

В том случае, если факт икраха будет подтвержден и будет взят во внимание, то ответственность за совершение деяния, к которому был принужден кто-либо, возлагается на сторону, применившую принуждение.

Важно отметить, что покушение на жизнь другого человека недопустимо ни при каких условиях и обстоятельствах, даже если принуждаемому будут угрожать расправой.  

Кстати, принуждение к неверию не выводит из веры, если принужденный сердцем остался верующим[1].

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Икрах // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 98–112. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic