
Исти‘аза (араб. إستعاذة— взывание о помощи) — мольба к Всевышнему о защите от наущений и козней Сатаны (Шайтана), а также от любого вида зла.
Исти‘аза выражается формулой «А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим» («Прибегаю за помощью [и покровительством] к Аллаху от Шайтана, побиваемого камнями»). Иногда допускается произносить и укороченную версию «А‘уузу бил-ля» («Прибегаю за помощью [и покровительством] к Аллаху»).
По мнению большинства ученых-богословов, произносить исти‘азу желательно (сунна), а по мнению некоторых из них иногда даже обязательно (ваджиб).
Произносить исти‘азу — значит проявлять набожность и богобоязненность, ведь тем самым верующий человек признает величие и мощь Творца.
Известно, что сам пророк Мухаммад всегда произносил исти‘азу, делая это не только, прося защиты у Всевышнего от зла, но даже во время благоденствия. Тем самым он проявлял свою крайнюю покорность перед Богом.
В каких случаях желательно (сунна) произносить исти‘азу:
– перед чтением Священного Корана, что допускается как вслух, так и про себя. Однако по мнению некоторых ученых-богословов, произносить исти‘азу в подобном случае — обязательно (ваджиб),
– заходя в отхожее место (туалет) по нужде. При этом рекомендуется произносить «Бисмил-ля. Аллаахумма инни а‘уузу бике миналь-хубси валь-хабаис» («С именем Аллаха (Бога). Господи, я прибегаю к Тебе от всего плохого»),
– перед совершением малого омовения (вуду’),
– входя и выходя из мечети,
– при совершении молитвы-намаза,
– при произнесении пятничной проповеди (хутба)[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Исти‘аза // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 4. С. 5–16.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза