
Шура (араб. - شورى) — совет, проводимый с целью решения того или иного вопроса, как правило, сложного и затруднительного, между руководителями мусульман и людьми, имеющими фундаментальные религиозные познания, а также между рядовыми верующими.
Важность проведения шуры определяется тем, что в некоторых аятах Священного Корана Бог приказывает пророку Мухаммаду советоваться со своими сподвижниками [в важных вопросах], хотя в действительности, находясь под контролем Творца, он не нуждался в этом.
Следует заметить, что шура может проводиться и применяться лишь в тех вопросах, относительно которых нет четкого указания в канонических источниках – Священном Коране и Сунне.
Кстати, практика произнесения азана (призыва на молитву) в Исламе появилась в результате проведения шуры пророком Мухаммадом с некоторыми своими сподвижниками. Известно, что именно ‘Умар ибн аль-Хаттаб посоветовал назначить человека, который будет возвещать о наступлении времени молитвы.
Некоторые ученые-богословы высказали мнение о том, что руководители мусульман обязаны советоваться с людьми, имеющими глубокие религиозные познания, особенно в вопросах всеобщего блага. Более того, некоторые из них высказались в пользу снятия с должности руководителя мусульман того, кто не будет практиковать подобное и игнорировать это.
Проведение шуры допускается и в судебной практике. Так, например, по мнению большинства ученых-богословов, судья, затрудняющийся вынести правильное судебное решение, может с этой целью посоветоваться с другими людьми, имеющими соответствующие знания и опыт.
Шура может использоваться и в частной жизни, когда верующие люди обращаются за советом в волнующих их вопросах к людям, отличающимся своей богобоязненностью и праведностью, а также пользующимся доверием среди остальных[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Шура // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 26. С. 279–285.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза