
Тафрит (араб. تفريط — упущение, халатность, бездействие) — допустить халатность или упущение в каком-нибудь деле.
По мнению большинства ученых-богословов, тафрит относится к числу запрещенных деяний (харам), так как очень часто влечет за собой нарушение прав других людей либо отрицательно сказывается на выполнении каких-либо обязательств.
Допущенный в чем-либо тафрит совершеннолетним и разумным человеком, как правило, подлежит компенсации либо исправлению.
К таким случаям можно отнести:
Важно отметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, за неоказание помощи человеку, находящемуся на грани жизни и смерти, имея при этом возможность спасти его от погибели, записывается грех. Однако никакая другая ответственность за это, по их мнению, не может возлагаться[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тафрит // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 13. С. 82-85.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза