
Тахмид (араб. تَحْمِيد) — произнесение слов похвалы Богу, который абсолютным образом достоин этого.
Самая простая формула тахмида выражается словами “аль-хамду лил-лях” (слава Богу). Однако самая лучшая и полноценная форма выражения похвалы Богу — чтение суры «аль-Фатиха», содержащей в себе весьма глубокий смысл. Кроме этого, имеются другие словесные формулы, некоторые из которых произносятся во время совершения молитвы-намаза.
В каких случаях произносится тахмид?
- во время произнесения пятничной проповеди,
- во время произнесения проповеди по случаю бракосочетания,
- во время совершения обязательной молитвы-намаза,
- после совершения молитвы,
- во время совершения праздничной молитвы,
- во время совершения заупокойной молитвы и молитвы о испрашивании дождя,
- после чихания,
- после употребления воды или еды,
- выходя из отхожего места, после удовлетворения нужды,
- услышав какую-либо радостную весть,
- после завершения трудностей и сложностей,
- покидая какое-либо собрание,
- при совершении паломничества (хадж),
- засыпая и при пробуждении ото сна,
- надевая новую одежду,
- перед совершением малого омовения[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тахмид // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 10. С. 265–276.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза