
Такфир (араб. تكفير — обвинение в неверии) — обвинить верующего человека в неверии или выходе из веры.
По единогласному мнению ученых-богословов, не допускается делать такфир в адрес кого-либо, не имея для этого веских доказательств. Даже если и будут иметься некоторые доказательства, то все равно, прежде чем сделать такфир в адрес кого-либо, нужно тщательно подумать, склоняясь в пользу отказа от этого.
Согласно некоторым изречениям пророка Мухаммада, легкомыслие в этом вопросе крайне недопустимо. Ведь, как сказано в одном из них, безосновательное обвинение другого в неверии обернется для обвиняющего тем, что он сам впадет в неверие.
Особо следует остерегаться такфира в адрес ученых-богословов, что может привести к некоторым нежелательным и пагубным последствиям.
Важно отметить, что совершение какого-либо греховного поступка, даже если он будет относиться к категории больших грехов, не всегда выводит из веры и, соответственно, не является основанием для такфира.
В каких случаях допускается такфир?
Важно отметить, что такфир допустим только в том случае, если действия, относящиеся к категории неверия, будут совершены кем-либо осознанно и умышленно.
Кстати, по мнению большинства ученых-богословов, за безосновательный такфир в адрес кого-либо возлагается определенная ответственность, и может быть применена исправительная мера наказания[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Такфир // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 13. С. 227-236.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза