Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Татаюр

Предыдущий термин

Татфиф

Следующий термин

Татбиб (араб. تطبيب — лечение, врачевание) — заниматься медицинской практикой и лечением больного человека от какой-либо болезни.

Татбиб относится к категории дозволенных (халяль) действий, а его изучение — к категории коллективных обязанностей (фард кифая).

Татбиб может быть отнесен и к категории желательных (мусатаб) действий, если желающий его практиковать будет делать это с намерением принести пользу другим людям. 

Дозволяется ли врачу осматривать участки тела, которые следует прикрывать (‘аурат)?

По единогласному мнению ученых-богословов, врач может осматривать подобные участки тела, если для лечения болезни в этом возникнет необходимость. Желательно при этом, чтобы врач по мере возможностей осматривал исключительно тот участок тела, который нуждается в лечении.

Желательно также, чтобы женщину осматривала женщина-врач, а мужчину — мужчина-врач. В случае отсутствия такой возможности допускается не следовать этому.

Разрешается ли нанимать врача для лечения болезни?

По единогласному мнению ученых-богословов, подобное дозволяется (халяль), и врачу за его работу полагается определенная плата, размер которой исчисляется в зависимости от срока найма, а не в зависимости от того, достигнут ожидаемый результат или нет.

Какую ответственность несет врач в случае нанесения больному какого-либо вреда в процессе проведения лечения или какого-либо вмешательства?

Полная ответственность за это возлагается:

  • при проведении лечения и какого-либо вмешательства, при отсутствии соответствующей компетенции и нужных знаний и опыта,
  • при допущении врачом какой-либо халатности,
  • при проведении лечения и какого-либо вмешательства без личного согласия больного[1]

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Татбиб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 135-140. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic