
Татбиб (араб. تطبيب — лечение, врачевание) — заниматься медицинской практикой и лечением больного человека от какой-либо болезни.
Татбиб относится к категории дозволенных (халяль) действий, а его изучение — к категории коллективных обязанностей (фард кифая).
Татбиб может быть отнесен и к категории желательных (мусатаб) действий, если желающий его практиковать будет делать это с намерением принести пользу другим людям.
Дозволяется ли врачу осматривать участки тела, которые следует прикрывать (‘аурат)?
По единогласному мнению ученых-богословов, врач может осматривать подобные участки тела, если для лечения болезни в этом возникнет необходимость. Желательно при этом, чтобы врач по мере возможностей осматривал исключительно тот участок тела, который нуждается в лечении.
Желательно также, чтобы женщину осматривала женщина-врач, а мужчину — мужчина-врач. В случае отсутствия такой возможности допускается не следовать этому.
Разрешается ли нанимать врача для лечения болезни?
По единогласному мнению ученых-богословов, подобное дозволяется (халяль), и врачу за его работу полагается определенная плата, размер которой исчисляется в зависимости от срока найма, а не в зависимости от того, достигнут ожидаемый результат или нет.
Какую ответственность несет врач в случае нанесения больному какого-либо вреда в процессе проведения лечения или какого-либо вмешательства?
Полная ответственность за это возлагается:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Татбиб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 135-140.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза