
Таваф (араб. طواف — обход) – ритуальное хождение вокруг Священной Каабы.
По единогласному мнению ученых-богословов, таваф — главная и неотмененная составляющая ритуалов паломничества (хадж), совершение которого обязательно (ваджиб).
Таваф разрешается совершать в качестве добровольного деяния, а также в качестве приветствия Священной Каабе, вновь оказавшись рядом с ней. В обоих случаях таваф будет относиться к категории желательных (мустахаб) действий, которые может совершать любой верующий человек независимо от возраста.
Каковы условия действительности тавафа?
- фактическое совершение тавафа вокруг Священной Каабы,
- семикратное совершение тавафа,
- наличие намерения,
- совершение тавафа в непосредственной близости от Священной Каабы либо в определенной прилегающей к ней части,
- направление движения должно быть против часовой стрелки,
- делать таваф, начиная от Черного камня (аль-хаджар аль-асвад),
- наличие ритуальной чистоты,
- по мере возможности совершать таваф самостоятельно,
- непрерывность совершения сразу всех семи тавафов,
- совершение тавафа, относящегося к ритуалам хаджа, только в дни жертвоприношения,
- по мнению ученых-ханафитов, совершение двух ракяатной молитвы после завершения тавафа.
Важно отметить, что некоторые действия при совершении тавафа относятся к категории желательных (мустахаб), которые следует выполнять только по мере возможности. К числу таких действий относятся: прикоснуться и поцеловать Черный камень, произнести некоторые виды зикров и ду‘а.
Что нежелательно делать во время тавафа:
- громко произносить зикр и ду‘а, а также читать Священный Коран вслух, мешая тем самым другим людям,
- вести ненужные разговоры,
- есть и пить,
- испытывать сильную нужду в удовлетворении физиологической потребности[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Таваф // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 29. С. 120-143.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза