Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Текстовая статья

Упрочение позиций (Сира 170)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Пыль джахилии исчезла с горизонтов Аравийского полуострова подобно тому, как рассеивается ночной сумрак перед наступлением утра. Больное сознание исцелилось и люди перестали стремиться к чему-либо, кроме Аллаха, после того как в течение многих веков поклонялись бездушным идолам. Был слышен азан, призывающий к молитвам, рассекающий пространство пустыни, которую оживила новая вера. Чтецы рассеялись по северу и востоку, зачитывая аяты Писания, упрочняя положения Аллаха и обучая арабов тому, чего не знали ни они, ни их отцы.

Поистине, полуостров с момента зарождения в нем жизни не был так возвеличен, как при этом благодатном подъеме. История его не сияла так, как в эти особые дни.

Пророк ﷺ в Медине встречал делегации, провожал их, вдыхая в них из своего великого духа и наполняя мудростью. Они возвращались туда, откуда пришли, возводя в отдаленных местах крепости Ислама и заполняя белые страницы в истории уммы.

Пророк ﷺ не ограничивался ожиданием прибывающих к нему делегаций, он направлял своих великих мужей на восток, чтобы они приумножали влияние Ислама.

Воистину, в Йемене и в его окрестностях были многочисленные племена, где прежние люди Писания отличались активностью. Ислам распространился там, и влияние персов ослабевало и уменьшилось, дабы больше не возобновиться. Однако те отдаленные места нуждались в дополнительном внимании, поэтому Пророк отправил Халида ибн аль-Валида, потом Му‘аза ибн Джабаля и Абу Мусу аль-Аш‘ари, а затем ‘Али ибн Абу Талиба. Будто бы внутренний голос вселил в сердце посланника Аллаха предчувствие, что его пребывание в земной обители приближается к концу.

После того как Пророк ﷺ научил Му‘аза призывать и обучать религии тех, кого он встретит, они вышли вместе за пределы Медины. Му‘аз ехал верхом, посланник Аллаха шел подле него. Провожая его, он давал советы и завещал ему: «О Му‘аз, поистине, возможно, ты через год уже не встретишь меня, пройдешь лишь рядом с моей мечетью и могилой». Му‘аз зарыдал из-за страха навсегда расстаться с посланником Аллаха. Пророк обратил свой лик к Медине и сказал: «Поистине, наиболее близкие мне люди — набожные, кто бы и где бы они ни были»[1].

Сказанное Пророком ﷺ свершилось. Му‘аз оставался в Йемене, в это время был совершен прощальный хадж, и по прошествии 81 дня Пророк покинул этот бренный мир.

Внимание, проявленное к Йемену, имело обоснование: в нем и в племени Ханифа появились два лжеца, утверждавших о своем пророчестве. У них не было качеств и благих знамений, которые могли бы способствовать объединению вокруг них людей. Однако болезнь слепой племенной приверженности подтолкнула большое число простолюдинов говорить: «Мы знаем, что Мусайляма — лжец. Однако лжец из племени Раби‘а лучше, чем правдивец из племени Мудар». Разгорелись смуты из-за объявивших себя пророками самозванцев, пока «пророчество» Мусайлямы и других не потушили истинные воины веры.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 2. С. 415, хадис № 647.

Сира

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Му‘аз ибн Джабаль

Мусайляма

Племя Мудар

Племя Раби‘а

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:0

Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic