
Фикх (араб. فقه — «понимание», «понимание сути вещей») — одно из научных исламских направлений, занимающихся изучением практических религиозных положений, основанное преимущественно на канонических источниках – Священном Коране и Сунне. Другими словами, фикх — это мусульманское право.
Изучение базовых знаний фикха, необходимых для выполнения повседневных религиозных предписаний (например, совершение омовения, молитвы и т. д.), является обязанностью каждого совершеннолетнего верующего человека. Кроме этого, каждый верующий человек должен хорошо изучить положения фикха, связанные с той деятельностью, которой он занимается, например, торговля.
Углубленное изучение фикха, со всеми его тонкостями и особенностями, обязанностью каждого мусульманина не является. Будет достаточно, если этим будут заниматься только некоторые из мусульман, делая это на добровольных началах.
История развития фикха берет свое начало с момента появления Ислама и пророческой миссии пророка Мухаммада. Основным источником фикха на тот период времени был Священный Коран, ниспосылаемый в виде откровений от Бога, а также некоторые решения пророка Мухаммада, принимаемые им самостоятельно.
После смерти пророка Мухаммада изучением фикха и выведением его норм в разные времена занимались различные ученые-богословы, оставив после себя огромный кладезь богословского наследия.
Кстати, изучение фикха, а также любых других исламских наук, с последующей передачей полученных знаний другим людям занимает высокое, почетное место в Исламе. Более того, за подобную деятельность полагается огромная награда в мире вечном[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фикх // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 193–199.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза