Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Фикх

Предыдущий термин

Хабас

Следующий термин

Фитра (араб. فِطْرة‎) — естество и первозданная природа, закладываемая Богом в человека при его сотворении, когда он находится в утробе матери. 

Согласно изречениям пророка Мухаммада, каждому новорожденному от рождения свойственно верить в Единого Бога, Творца всего сущего. Такова естественная духовная фитра всех людей. Поэтому если усилиями родителей эта естественная фитра их ребенка будет сохранена, то после достижения им совершеннолетия он продолжит быть верующим человеком.

В том случае, если родители не будут прилагать нужных усилий по сохранению фитры своего ребенка, а более того, будут прививать ему что-либо противоречащее ей и воспитывать его ненадлежащим образом, то после достижения совершеннолетия их ребенок может стать безбожником или атеистом.        

Кстати, слово «фитра» также может означать «гигиена и уход за телом». Согласно разным изречениям пророка Мухаммада она включает в себя:

- стрижку усов,

- отпускание бороды,

- чистку зубов (например, мисваком, зубной пастой и щеткой),

- промывание носа,

- обрезку ногтей,

- мытье между пальцами,

- выщипывание волос под мышками (бритье тоже допускается),

- стрижку (бритье) волос на лобке,

- подмывание водой,

- обрезание.

Некоторые ученые-богословы к понятию «фитра» относят также нравственные качества, которыми должен обладать верующий человек. По их мнению, подобных качеств можно насчитать более тридцати, среди которых особым образом выделяются:

- почитание родителей,

- поддержание родственных отношений,

- соблюдение прав соседей,

- оказание помощи нуждающемуся, как материально, так и морально,

- гостеприимство,

- честность,

- выполнение обещаний и другие[1].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фитра // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 182–187.

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic