
Хабас (араб. خبث — грязь, нечистоты) — любая нечистота, вызывающая неприязнь и отвращение.
Слово «хабас» можно считать синонимом слова «наджаса».
По единогласному мнению ученых-богословов, любой вид хабаса, появившегося в непосредственной близости, например, на одежде, предписано (ваджиб) удалять.
Что к этому относится?
Если на одежду, предназначенную для совершения молитвы-намаза либо место, где ее совершают, попадет какой-либо хабас, то его нужно обязательно (ваджиб) удалить. В противном случае, по мнению большинства ученых-богословов, молитва будет считаться недействительной.
Что касается ношения повседневной одежды, на которую попал какой-либо вид хабаса, то это, по мнению большинства ученых-богословов, относится к категории нежелательных действий (макрух). Однако некоторые высказали мнение, что и в этом случае надевать такую одежду недозволительно.
Что делать, если на одежду, в которой собирались совершить молитву, попадет какой-либо вид хабаса?
В этом случае рекомендуется переодеться в другую одежду либо постараться максимально удалить хабас, пользуясь имеющимися в наличии средствами[1].
Подробно по теме читайте на umma.ru в материале «наджаса».
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хабас // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 11-13.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза