Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Хальва

Предыдущий термин

Хая’

Следующий термин

Хатар (араб. خطر — опасность, риск) — ситуация, представляющая собой какую-либо опасность, например, погибель, вред здоровью, порча имущества и т. д.

Забота о жизни и здоровье человека — одна из главнейших задач в Исламе. Поэтому, по единогласному мнению ученых-богословов, подвергать чью-либо жизнь и здоровье опасности строго запрещено (харам). Не меньший запрет действует и в отношении своей жизни и здоровья. 

Наличие хатар является основанием для определенных послаблений в религии, дозволяющих уклониться от некоторых общепринятых предписаний и норм, например:

  • находясь на грани жизни и смерти от голода, разрешается съесть что-либо недозволенное (харам), если другого не будет в наличии,
  • при гангрене конечности дозволяется ампутировать ее, если наличие гангрены может привести к тяжким последствиям.

В некоторых случаях наличие хатар может стать основанием для отмены какого-либо религиозного предписания, например:

  • если использование воды при совершении малого (вуду) или большого омовения (гусль) может каким-либо образом навредить здоровью, то разрешается совершить альтернативный способ омовения (таяммум) без использования воды,
  • если путь в Мекку для совершения паломничества (хадж) по какой-либо причине будет небезопасным для конкретного человека, то в этом случае эта обязанность будет отменена и возобновлена только в случае устранения опасности.

Важно отметить, что в Исламе имеется одно важное предписание, которое не отменяется даже при наличии хатар. Это защита родины от вражеских действий врагов, когда каждый совершеннолетний мужчина обязан встать на защиту своей родины[1].

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хатар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 205-208. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic