
Хатар (араб. خطر — опасность, риск) — ситуация, представляющая собой какую-либо опасность, например, погибель, вред здоровью, порча имущества и т. д.
Забота о жизни и здоровье человека — одна из главнейших задач в Исламе. Поэтому, по единогласному мнению ученых-богословов, подвергать чью-либо жизнь и здоровье опасности строго запрещено (харам). Не меньший запрет действует и в отношении своей жизни и здоровья.
Наличие хатар является основанием для определенных послаблений в религии, дозволяющих уклониться от некоторых общепринятых предписаний и норм, например:
В некоторых случаях наличие хатар может стать основанием для отмены какого-либо религиозного предписания, например:
Важно отметить, что в Исламе имеется одно важное предписание, которое не отменяется даже при наличии хатар. Это защита родины от вражеских действий врагов, когда каждый совершеннолетний мужчина обязан встать на защиту своей родины[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хатар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 205-208.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза