
Хутба (араб. خطبة) — речь духовного предводителя, произносимая, например, в мечети, главная цель которой — назидание и наставление присутствующих на ней.
Хутба произносится в следующих случаях:
- перед совершением пятничной (Джум‘а) молитвы-намаза,
- после совершения праздничных молитв-намазов,
- во время совершения паломничества (хадж),
- во время бракосочетания (никях),
- после совершения молитвы по случаю солнечного или лунного затмений,
- после совершения молитвы об испрашивании дождя в связи с засухой.
Произнесение хутбы в вышеприведенных случаях не является строго обязательным действием, а в некоторых случаях, по мнению некоторых ученых-богословов, вообще может не произноситься. Исключение составляет хутба перед совершением пятничной молитвы (Джум‘а), произнесение которой — главное условие действительности этой молитвы. Кроме этого, пятничная хутба, в отличие от остальных, произносится с соблюдением некоторых столпов и требований, выполнение которых обязательно[1].
Аудио записи птяничных хутб вы можете послушать на нашем сайте umma.ru в разделе «Аудио» или в подкастах iTunes, Вконтакте, Soundcloud. А видео запись на нашем канале tvumma в YouTube.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хутба // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 176–189.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза