
Икамат (араб. إقامة — совершение; призыв к молитве) — возвещение о начале обязательной молитвы-намаза, произносимое для призыва людей, собравшихся в мечети, к ее выполнению.
Икамат может произноситься перед выполнением только обязательных молитв-намазов (фард), совершаемых как коллективно, так и индивидуально. Цель произнесения азана и икамата практически идентична – призыв людей к совершению молитвы-намаза. Разница лишь в том, что икамат произносится для людей, собравшихся в мечети, а азан произносится для людей, которые находятся как в ней, так и за ее пределами.
Согласно мнению целого ряда ученых-богословов, произнесение икамата — желательное действие, которое необходимо по возможности всегда практиковать (сунна муаккада).
Произнесение икамата было введено в практику одновременно с введением произнесения азана. Главным смыслом произнесения икамата, как и азана, является возвеличивание Всевышнего и имени Его заключительного посланника, а также постоянное напоминание верующим о том, что истинный успех в жизни можно достичь только совершая молитву-намаз.
Икамат произносится почти так же, как и азан. Разница лишь в том, что икамат несколько быстрее и с добавлением одного предложения в текст азана.
Икамат должен произноситься после азана и перед непосредственным совершением молитвы.
Для произнесения икамата необходимо наличие некоторых требований и условий: наступление времени молитвы, наличие мысленного намерения, произнесение его на арабском языке, причем громким голосом, но тише азана. Человек, произносящий икамат, также должен соответствовать некоторым требованиям: быть мусульманином, совершеннолетним, находиться в здравом уме, быть праведным человеком.
К числу желательных действий во время произнесения икамата относится: произнесение его быстрее азана, пауза в конце каждого предложения, произнесение стоя, обращаясь лицом в сторону киблы, и красивым голосом. Кроме этого, по мнению некоторых ученых-богословов, при произнесении определенных фраз икамата желательно обращаться лицом вправо, а потом влево. Также некоторые ученые-богословы высказались о том, что азан и икамат должен произносить один и тот же человек.
Во время произнесения икамата совершать некоторые действия нежелательно (макрух): вести разговор без крайней нужды в этом, произносить икамат нараспев, произносить его сидя.
Важно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых, например, богословов-ханафитов, второе произнесение икамата в мечети, где обязательная молитва с произнесением азана и икамата уже была совершена, является нежелательным действием (макрух). Поэтому люди, прибывшие в мечеть с опозданием (то есть уже после совершения обязательной молитвы другими), должны ограничиться ранее уже произнесенными азаном и икаматом. Исключением, по их мнению, могут быть мечети, у которых нет постоянных прихожан, например, мечети, построенные для путников. Другие ученые-богословы высказались о допустимости в подобных случаях второго произнесения, как азана, так и икамата, однако делая это не громким голосом. В действительности распространено произнесение лишь икамата.
Согласно мнению большинства ученых-богословов, между азаном и произнесением икамата должно пройти время, достаточное, чтобы молящиеся успели прибыть в мечеть для совершения коллективной молитвы. В противном случае, если икамат будет произнесен сразу после азана, основная цель произнесения икамата не будет достигнута. Исключением из этого является произнесение икамата перед совершением вечерней молитвы (Магриб), произносить который, согласно изречению пророка Мухаммада, следует практически сразу после произнесения азана.
Следует добавить, что азан и икамат могут произноситься не только перед совершением обязательной молитвы. Например, согласно мнению большинства ученых-богословов, новорожденному ребенку желательно (сунна) произнести в правое ухо азан, а в левое – икамат. Это мнение подтверждается действиями самого пророка Мухаммада[1].
Тексты азана и икамата, а также богословские комментарии по ним смотрите в отдельной статье.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Икамат // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 5–16.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза