
Исраф (араб. إسراف) — проявление чрезмерности и незнание меры при пользовании материальными благами, дарованными Всевышним, а также трата их впустую.
Понятие «исраф» может быть применимо к таким важнейшим благам, как время, здоровье и жизнь. Поэтому необходимо проявлять особую бережливость в отношении них, ведь они — ценнейший капитал и богатство каждого человека.
Согласно мнению большинства ученых-богословов, совершать исраф запрещено (харам), на что указывают некоторые аяты Священного Корана, а также изречения пророка Мухаммада.
В некоторых случаях проявление чрезмерности все же допускается. К ним ученые-богословы относят расходование материальных средств на благотворительность и социально важные цели. Однако все же и в этом случае предписано соблюдать определенную меру — не допускается жертвовать всем своим имуществом, оставляя себя и свою семью в нищете.
Кстати, трату даже небольшого количества материальных благ на греховные и неподобающие верующему человеку деяния ученые-богословы также отнесли к понятию «исраф».
Проявление исрафа не допускается в том числе и в делах, связанных с поклонением Всевышнему. Поэтому, например, совершая малое (вуду’) или полное (гусль) омовение, необходимо соблюдать меру в использовании воды, стараясь не расходовать ее в большом количестве.
Также необходимо соблюдать определенную меру в выполнении молитвы (намаза) и при соблюдении поста, не впадая в крайности. Не допускается, например, все ночи проводить, занимаясь совершением [дополнительных] молитв-намазов, или каждый день соблюдать [дополнительный] пост[1].
Дополнительно на тему расточительства советуем почитать статью «Расточительство в Исламе».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Исраф // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 4. С. 176–194.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза