
Кааба (араб. كعبة – куб, строение в виде куба) — Священная мечеть, расположенная в Мекке. Словом «Кааба» также может обозначаться ориентир (кибла), в направлении которого обращаются лицом мусульмане при совершении молитвы-намаза, как находясь непосредственно перед Каабой, так и из любой точки мира.
Согласно мнению всех ученых-богословов, ориентироваться лицом в сторону Каабы при совершении молитвы-намаза — одно из условий ее действительности. Кроме этого человек, находящийся в непосредственной близости от Каабы, должен обратиться лицом к ней. Наряду с этим ученые-богословы высказались также о допустимости совершения молитвы внутри Каабы, что подтверждается действиями самого пророка Мухаммада.
Говоря о совершении молитвы-намаза на крыше Каабы, одни ученые высказались о недопустимости подобного, а другие сказали о допустимости, но с соблюдением некоторых условий. Что касается совершения молитвы ниже уровня Каабы, то ученые-богословы высказали разные мнения. Так, например, богословы-ханафиты высказались о допустимости подобного[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Кааба // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 34. С. 261–263.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза