
Кабр (араб. قبر – могила) — выкапываемая в земле яма, предназначенная для погребения в ней скончавшегося человека.
По единогласному мнению ученых-богословов, Исламом предписано с почтением и бережностью относиться к могиле умершего. Поэтому, по мнению большинства из них, над могилой крайне нежелательно совершать следующие действия:
- наступать на нее,
- садиться на нее,
- по мнению некоторых из них, спать над могилой или рядом с ней.
На какую глубину должна быть выкопана могила?
По мнению большинства ученых-богословов, ее глубина должна быть достаточной для того, чтобы трупный запах не выходил наружу, а также для того, чтобы дикие животные не смогли добраться до тела умершего.
Ученые-ханафиты высказали мнение, что минимальная глубина могилы должна равняться половине роста среднего человека. Однако, по их мнению, более предпочтительно, чтобы ее глубина равнялась росту среднего человека, длина — росту скончавшегося, а ширина — половине его роста.
Внизу могилы предписано прокапывать нишу, в которую будет помещено тело скончавшегося, а потом закрыто каким-либо плотным материалом, например, досками. После этого могилу закапывают.
Если почва будет недостаточно плотной, сыпучей, то в этом случае нишу следует выкапывать на дне могилы, в которую будет помещено тело скончавшегося, а потом эту нишу накрывают каким-либо плотным материалом и могилу закапывают.
Разрешается ли погребать умершего мусульманина в горбу?
По единогласному мнению ученых-богословов, подобное крайне нежелательно, кроме как в исключительных случаях.
Какие действия разрешатся и желательно (мустахаб) совершать над могилой?
- после погребения посидеть рядом с могилой такое количество времени, которое обычно достаточно для принесения в жертву барана,
- оставлять над могилой небольшой бугорок земли, который будет выполнять опознавательную функцию, а также устанавливать что-либо другое, которое также будет выполнять опознавательную функцию, например, камень,
- распрыскать над могилой небольшое количество воды,
- читать Священный Коран и произносить какую-либо мольбу (дуа).
Желательно (мустахаб) периодически посещать могилу умершего, особенно близкого родственника, читая над ней Священный Коран, произносить мольбу и т. д.[1]
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Кабр // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 245-256.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза