
Мушрик (араб. مشرك) — тот, кто избрал предметом своего поклонения кого- или чего-либо помимо Единого Бога.
Слово «мушрик» является производным от слова «ширк», которое в свою очередь означает «многобожие» или «язычество».
Многобожие (ширк) является одним из самых тяжких и непростительных грехов перед Богом. Поэтому все формы его проявления приравниваются к неверию (куфр).
Ученые-богословы поделили многобожие на два вида: большое и малое. Большое многобожие (ширк акбар) — это наделение божественной сущностью кого- или чего-либо помимо Единого Бога, а также совершение этому поклонения. Малое многобожие (ширк асгар), его еще называют «скрытое многобожие», — это проявление лицемерия, совершение поклонения Единому Богу напоказ или совершение чего-либо благого в ожидании похвалы от других и их высокой оценки.
Согласно мнению всех ученых-богословов, если какой-либо многобожник (мушрик) изъявит желание послушать Священный Коран с целью ознакомиться с Исламом, то остальные мусульмане должны предоставить ему такую возможность. Это мнение подтверждается аятом Священного Корана[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ширк // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 5. С. 6–11.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза