Ришва (араб. رشوة — взятка, подкуп) — расплатиться чем-либо, например, ценным имуществом, для присвоения себе какого-либо права или для уклонения от ответственности.
По единогласному мнению ученых-богословов, рашва в любой форме ее проявления относится к числу запрещенных (харам) деяний и больших грехов, что равным образом распространяется как на дающего ришву, так и на берущего ее.
Запрещенность ришвы в Исламе подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада и объясняется тем, что ришва является проявлением несправедливости, а также незаконным способом присвоения себе какого-либо права.
Важно отметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, в некоторых вынужденных и исключительных обстоятельствах ришва не является греховной, например:
Важно отметить, что в вышеприведенных случаях ответственность за ришву возлагается на того, кто берет ее и вынуждает прибегать к ней.
Кстати, во избежание подозрений в получении взятки исламским судьям, мусульманским руководителям, а также некоторым другим уполномоченным лицам не рекомендуется, а в некоторых случаях даже запрещается принимать подарки от других людей, кроме как от близких родственников и друзей[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ришва // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 22. С. 219-228.
Тем, кто (1) уверовал [согласился с постулатами веры и религиозной практики], (2) совершал благие дела [благостность которых определяется общечеловеческими нормами морали и нравственности] и (3) уверовал в то, что было ниспослано Мухаммаду [как заключительному и завершающему череду посланнических и пророческих миссий], а это [Коран — Священное Писа
Читать полностью
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о порядке совершения восхваления Всевышнего.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о прославлении Господа.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о посте в пятницу.