
Ришва (араб. رشوة — взятка, подкуп) — расплатиться чем-либо, например, ценным имуществом, для присвоения себе какого-либо права или для уклонения от ответственности.
По единогласному мнению ученых-богословов, рашва в любой форме ее проявления относится к числу запрещенных (харам) деяний и больших грехов, что равным образом распространяется как на дающего ришву, так и на берущего ее.
Запрещенность ришвы в Исламе подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада и объясняется тем, что ришва является проявлением несправедливости, а также незаконным способом присвоения себе какого-либо права.
Важно отметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, в некоторых вынужденных и исключительных обстоятельствах ришва не является греховной, например:
Важно отметить, что в вышеприведенных случаях ответственность за ришву возлагается на того, кто берет ее и вынуждает прибегать к ней.
Кстати, во избежание подозрений в получении взятки исламским судьям, мусульманским руководителям, а также некоторым другим уполномоченным лицам не рекомендуется, а в некоторых случаях даже запрещается принимать подарки от других людей, кроме как от близких родственников и друзей[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ришва // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 22. С. 219-228.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза