Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Ризк

Предыдущий термин

Рушд

Следующий термин

Ришва (араб. رشوة — взятка, подкуп) — расплатиться чем-либо, например, ценным имуществом, для присвоения себе какого-либо права или для уклонения от ответственности.

По единогласному мнению ученых-богословов, рашва в любой форме ее проявления относится к числу запрещенных (харам) деяний и больших грехов, что равным образом распространяется как на дающего ришву, так и на берущего ее.

Запрещенность ришвы в Исламе подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада и объясняется тем, что ришва является проявлением несправедливости, а также незаконным способом присвоения себе какого-либо права.     

Важно отметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, в некоторых вынужденных и исключительных обстоятельствах ришва не является греховной, например:

  • для восстановления какого-либо законного права, когда дозволительными способами это невозможно сделать,
  • во избежание какой-либо серьезной несправедливости,
  • при угрозе жизни и здоровью,
  • в случае принуждения к этому.

Важно отметить, что в вышеприведенных случаях ответственность за ришву возлагается на того, кто берет ее и вынуждает прибегать к ней.

Кстати, во избежание подозрений в получении взятки исламским судьям, мусульманским руководителям, а также некоторым другим уполномоченным лицам не рекомендуется, а в некоторых случаях даже запрещается принимать подарки от других людей, кроме как от близких родственников и друзей[1].

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ришва // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 22. С. 219-228. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic