Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Ришва

Предыдущий термин

Ру’я

Следующий термин

Рушд (араб. رشد — сознание, благоразумие) — умение принимать верные решения и поступать правильно.

Рушд появляется после достижения совершеннолетия (булуг), и у каждого он формируется в разном возрасте. У одних может появиться раньше, а у других позже.

От каких факторов зависит формирование рушда?

  • от воспитания,
  • от окружающей среды и общества, в котором растет человек,
  • от условий жизни,
  • от имеющихся врожденных качеств и предрасположенностей ребенка.

По достижении сиротой возраста совершеннолетия опекун должен передать имущество, принадлежащее опекаемому. Однако, прежде чем это сделать, по мнению большинства ученых-богословов, следует убедиться в наличии у него рушда и его сознательности.

Как можно проверить уровень и полноценность рушда у достигшего совершеннолетия?

  • посредством наблюдения за его поведением и нравственностью,
  • посредством беседы с ним и выяснения его приоритетов в жизни,
  • посредством предоставления в его распоряжение небольшой части его имущества, чтобы посмотреть, как он распорядится им.  

Важно отметить, что проверку следует проводить несколько раз, пока не появится убежденность в наличии рушда у достигшего совершеннолетия. 

В том случае, если в результате проверки выявится, что у достигшего совершеннолетия рушд еще не сформировался, а тем более если выявится врожденное слабоумие, то в этом случае, по мнению большинства ученых-богословов, имущество такому человеку не следует передавать. Подобное ограничение, по их мнению, может длиться до самой старости.  

Согласно мнению Абу Ханифы в этом вопросе, после достижения совершеннолетним возраста 25 лет ему в любом случае следует передать его имущество, даже если рушд не полноценно сформирован у него. В противном случае, по его мнению, применение ограничения в отношении него будет умалять его человеческое достоинство[1].

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Рушд // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 22. С. 212-219. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic