
Са́дака (араб. صدقة) — безвозмездное и добровольное пожертвование в пользу другого человека, совершаемое ради достижения довольства Всевышнего и Его благоволения.
Согласно изречениям пророка Мухаммада, любое благодеяние может считаться садакой (пожертвованием).
Главная цель садаки — оказание помощи нуждающемуся человеку, оказавшемуся в трудном материальном положении. Кроме этого, выплата садаки является проявлением благодарности Богу за все даруемое Им нам в изобилии, а также является подтверждением искренности веры в Него.
Выплата садаки относится к желательным действиям (сунна), к ее выплате и совершению побуждает целый ряд аятов Священного Корана и изречений пророка Мухаммада.
Выплачивать садаку особо рекомендуется:
- в месяц Рамадан,
- при солнечном затмении,
- при болезни,
- во время тяжелых жизненных обстоятельств и трудностей,
- перед отправлением в дальний путь,
- во время совершения паломничества (хадж),
- с наступлением первых десяти дней месяца Зуль-хиджа и др.
Человек, выплачивающий садаку, должен:
- быть совершеннолетним,
- быть в здравом уме,
- быть владельцем имущества, которым он собирается пожертвовать,
- иметь искреннее намерение, выражающееся в стремлении к достижению довольства Бога.
В пользу кого дозволительно выплачивать садаку:
- нуждающимся, хотя не запрещается делать это и в пользу состоятельных людей,
- жене,
- родственникам,
- немусульманам и представителям других конфессий, хотя некоторые богословы считают это недозволительным.
Садака не выплачивается людям, относящимся к роду пророка Мухаммада[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Садака // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 26. С. 323–343.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза