
Сайд (араб. صيد — охота, ловля) – охота на диких животных, как дозволенных (халяль) к употреблению в пищу с целью получения мяса, так и недозволенных с целью получения шкуры, меха, перьев и т. д.
По единогласному мнению ученых-богословов, сайд относится к категории дозволенных действий, если добытые животные будут использоваться для употребления в пищу либо для удовлетворения каких-либо других нужд. Это подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
В том случае, если сайд проводится с целью развлечения и отдыха, то в таком случае он запрещен (харам).
Запрещается (харам) сайд также во время совершения ритуалов паломничества (хадж). Более того, добытые животные во время этих ритуалов считаются недозволенными (харам) к употреблению в пищу и равнозначны мертвечине.
Каковы основные условия сайда и дозволенности мяса добытой дичи?
- занимающийся этим должен быть совершеннолетним мусульманином и в здравом уме, в противном случае, по мнению большинства ученых-богословов, мясо добытых животных не будет дозволенным к употреблению в пищу,
- сайд должен проводиться исключительно в отношении диких животных, которых обычно невозможно поймать другим способом, 
- перед выстрелом в дичь либо перед тем, как натравить на преследуемую цель животное, обученное для охоты, по мнению большинства ученых-богословов, следует произнести словесную формулу «Бисмил-ля. Аллаху акбар» («С именем Бога. Он превыше всего»), 
- дозволенной (халяль) является только та дичь, которую намеревался поразить охотник, а в случае случайного поражения другой дичи последняя не будет дозволенной (халяль) к употреблению, 
- в случае только нанесения ранения дичи охотник должен забить его общепринятым способом при помощи ножа и с упоминанием словесной формулы «Бисмил-ля. Аллаху акбар»,  
- используемое для охоты животное должно быть специально обученным для этого, а также должно слушаться своего хозяина и выполнять все его команды[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Сайд // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 28. С. 113-152.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза