
Саваб (араб. ثواب) — вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его предписаний, за благодеяния и удаление себя от запретного.
Вознаграждение (саваб) за соблюдение предписаний Бога и совершение любых других благих дел главным образом полагается совершеннолетним мусульманам, находящимся в здравом уме. Что касается несовершеннолетних детей, то соблюдение ими предписаний и совершение благих дел после достижения семилетнего возраста также будет вознаграждено Творцом.
Кстати, Бог вознаграждает верующих людей по Своей милости, а не как что-то должное, ведь Он не нуждается в Своих рабах и в соблюдении ими Его установлений.
Главное условие для получения вознаграждения (саваб) — наличие правильного намерения (ният). Наличие последнего настолько важно, что даже если желаемое благое дело не удастся выполнить, то вознаграждение (саваб) все равно может быть записано, зафиксировано ангелами в личном деле верующего как за выполненное.
Некоторые ученые-богословы высказались в пользу того, что вознаграждение (саваб), как за соблюдение установлений Бога, так и за совершение любых благих дел, допускается посвящать и другому человеку, например, умершему. Маликиты исключили из этого вознаграждение (саваб) за совершение обязательной молитвы и соблюдение поста, а шафииты исключили из этого только вознаграждение (саваб) за совершение обязательной молитвы.
Посвящать вознаграждение (саваб) пророку Мухаммаду — вопрос спорный: некоторые ученые-богословы допускают подобное, а другие нет.
Размер вознаграждения (саваба) может быть разным. Это зависит от степени сложности выполнения конкретного предписания или благого деяния, а также от места и времени. Так, например, за совершение омовения в зимнюю пору холодной водой полагается больше вознаграждения, нежели за совершение того же в летнюю пору теплой водой. Также за совершение молитвы в Священной мечети Мекки полагается больше вознаграждения, чем в любой другой мечети. То же самое можно сказать и про совершение предписаний Бога в месяц Рамадан.
В некоторых случаях вознаграждения (саваб) за выполнение предписаний Бога или совершение любых других благих дел можно вовсе лишиться. Такое может произойти в случае выполнения вышеуказанного напоказ или ради похвалы людей[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Саваб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 15. С. 53–63.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза