
Та ‘ун (араб. طاعون — чума) — вид инфекционного заболевания, характеризующийся высокой летальностью.
По мнению большинства ученых-богословов, желательно (мусатахаб) всегда молить Всевышнего о защите от всех видов бед и несчастий, в том числе от та‘уна, а также любых других смертельно опасных и заразных заболеваний.
Некоторые ученые-богословы высказали мнение, что в случае возникновения и распространения та‘уна, а также любой другой опасной болезни, следует совершить добровольную молитву, прося у Всевышнего посредством нее прощения за грехи и защиту. Поскольку, по их мнению, появление подобных заболеваний может быть связано с совершением тяжких грехов, например, прелюбодеяния.
Какие имеются предписания религии в случае распространения какой-либо смертельно опасной болезни в той или иной местности?
По мнению большинства ученых-богословов, предписано не отправляться в такую местность, а если уже оказался в ней, то не покидать ее, пытаясь тем самым спасти свою жизнь. Это подтверждается изречениями пророка Мухаммада.
Предписание о недопустимости отправляться в зараженную местность мотивировано сохранением своей жизни и здоровья, а вот повеление о недопустимости покидать подобную местность мотивировано следующим:
- предотвращением распространения опасной болезни,
- необходимостью оказания помощи людям, находящимся в тяжелом состоянии,
- сохранением спокойствия в обществе и недопущением возникновения паники,
- побуждением к проявлению упования (таваккуль) на волю Всевышнего.
Важно отметить, что, согласно некоторым изречениям пророка Мухаммада, умерший от чумы человек умирает смертью мученика (шахида) и ему в мире вечном полагается такая же награда, что и шахиду (умершему, защищая Родину), а покидающий зараженную местность без какой-либо веской причины подобен покидающему поле сражения[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Та‘ун // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 28. С. 329-333.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза