
Табарру‘ (араб. تبرع) — безвозмездное пожертвование совершеннолетним мусульманином своего имущества во благо других людей с целью совершить доброе деяние.
Ислам побуждает своих последователей к совершению различного вида благих дел и добрых деяний, что подтверждается аятами Священного Корана, изречениями пророка Мухаммада, а также единогласным мнением ученых-богословов. Табарру‘ по праву можно отнести к числу благих дел.
Важно отметить, что в некоторых случаях табарру‘ является нежелательным действием (макрух), а в некоторых других даже запрещенным (харам).
В каких случаях это является нежелательным действием?
Когда среди близких родственников желающего совершить табарру‘ имеется нуждающийся, но, несмотря на это, он вознамерился пожертвовать своим имуществом в пользу постороннего нуждающегося человека.
В каких случаях это может стать запрещенным действием?
Когда имеется большая вероятность того, что имущество, направляемое на пожертвование, будет использоваться в греховных и запрещенных целях.
По мнению ученых-ханафитов, главный столп табарру‘, делающий его действительным, — добровольное волеизъявление желающего пожертвовать [своим имуществом], выражаемое в словесной или иной другой форме (письменно, при помощи жеста и т. д.), свидетельствующей о его намерении.
Табарру‘, осуществленный с соблюдением всех требований и условий, является законным основанием овладеть каким-либо имуществом и стать его полноправным собственником[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Табарру‘ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 10. С. 65–67.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза