
Тахдир (араб. تخدير —усыпление наркозом, анестезия) — одурманивание и лишение рассудка, вызываемые употреблением и использованием наркотиков и наркотических средств.
По единогласному мнению ученых-богословов, употребление любого вещества, вызывающего лишение рассудка и опьянение, запрещено (харам). Поэтому употребление любых видов наркотиков относится к категории запрещенных (харам) действий.
Запрет на употребление наркотиков и наркотических средств подтверждается изречениями пророка Мухаммада, в которых он запрещал употреблять даже в небольших количествах все то, что вызывает опьянение и одурманивание.
Среди негативных последствий употребления наркотиков и наркотических средств можно выделить:
В каких случаях допускается применение наркотиков и наркотических средств?
В медицинских целях при некоторых видах заболеваний и строго по назначению врача. Например, при заболеваниях, сопровождающихся сильными и невыносимыми болями в качестве обезболивающего средства.
Относятся ли наркотики и наркотические средства к категории нечистот (наджаса)?
По единогласному мнению ученых-богословов, наркотики и наркотические средства к категории канонических нечистот (наджаса) не относятся, даже если и запрещено употреблять их.
Как избавить наркозависимого от употребления наркотиков?
По мнению богословов, в этом вопросе необходима постепенность, следует остерегаться применения крайних мер.
Более того, по их мнению, если наркозависимый будет на грани жизни и смерти, испытывая сильную потребность в наркотике, то ему следует позволить употребить его, но с каждым разом уменьшая дозу.
Разрешается ли продавать наркотики и наркотические средства?
Да, но только если они будут использоваться по медицинских показаниям.
Какую ответственность несет человек, находящийся в состоянии наркотического опьянения, при совершении каких-либо противоправных действий?
Если наркотическое опьянение будет следствием употребления наркотических средств по медицинским показаниям, то ответственность за совершение каких-либо противоправных действий в таком состоянии на него не возлагается.
В том случае, если наркотическое опьянение будет следствием употребления наркотических средств не по медицинским показаниям, то, по мнению большинства ученых, за совершение каких-либо противоправных деяний в таком состоянии на человека будет возложена ответственность.
Какое наказание применяется за употребление наркотиков и наркотических средств?
За их употребление в исламском праве нет определенного наказания. Однако, по мнению большинства ученых-богословов, в подобном случае допускается применить воспитательно-исправительные меры, вид которых должен быть избран в зависимости от конкретного случая[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тахдир // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 11. С. 33–38.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза