
Такбир (араб. تَكْبِير) — возвеличивание Господа словами “Аллаху акбар” (Бог превыше всего).
Когда произносится такбир?
- в начале совершения молитвы-намаза,
- во время совершения праздничных молитв, которые дополняются определенным количеством дополнительных такбиров,
- во время произнесения праздничных проповедей на Курбан-байрам и Ураза-байрам,
- во время совершения молитвы о испрашивании дождя, которая, по мнению некоторых ученых-богословов, также дополняется определенным количеством такбиров,
- во время совершения заупокойной молитвы (Джаназа) над усопшим, при которой, по мнению большинства ученых-богословов, следует произносить четыре такбира,
- во время произнесения призыва на молитву (азан), а также икамата,
- по пути в мечеть с намерением совершить праздничную молитву по случаю Курбан-байрама,
- после совершения обязательных молитв-намазов на протяжении четырех праздничных дней Курбан-байрама,
- начиная каждый новый обход (таваф) вокруг Священной Каабы,
- во время стояния на Арафате,
- совершая ритуальный бег между холмами Сафа и Марва,
- во время символического метания камней при совершении паломничества (хадж),
- перед закланием животного,
- увидев новолуние,
- при поминании Всевышнего, которое может произноситься в любое время[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Такбир // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 13. С. 206–216.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза