
Таклид (араб. تقليد — подражание, традиция) — руководствоваться мнением другого [как правило, мнением ученого-богослова] и его решением в каком-либо богословско-правовом вопросе, не вникая в доказательную базу и аргументацию этого мнения и решения.
Человек, совершающий таклид, называется «мукаллидом».
Кому дозволяется таклид?
По мнению большинства ученых-богословов, таклид является дозволенным в отношении любого человека, не обладающего углубленным познанием в области богословия. Более того, в некоторых случаях является даже обязательным.
Почему таким людям дозволяется таклид?
Это объясняется тем, что не каждому человеку предоставляется возможность заниматься углубленным и детальным изучением богословия. Как правило, этим занимались и занимаются только отдельные личности. Поэтому рядовому верующему ничего не остается, кроме как руководствоваться мнением какого-либо ученого-богослова.
Кому не дозволяется таклид?
По мнению большинства ученых-богословов, таклид не дозволяется в отношении ученого-богослова, обладающего углубленным познанием в области богословия и способного самостоятельно изучить тот или иной возникший богословско-правовой вопрос и вынести по нему решение.
В некоторых случаях ученому-богослову все же допускается ссылаться на мнение другого ученого-богослова, но при условии, что последний будет обладать большими познаниями, чем он сам.
Каким требованиям должен отвечать ученый-богословов, чтобы делать на него таклид?
Как быть, если одновременно имеются мнения нескольких ученых-богословов?
В подобном случае допускается таклид любому из них.
В том же случае, если их мнения по одному и тому же вопросу будут противоречить друг другу, то рекомендуется делать таклид тому, который покажется более достойным как своими познаниями, так и своей праведностью[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Таклид // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 13. С. 154-168.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза