
Таршид (араб.ترشيد — объявлять совершеннолетним) — снять с несовершеннолетнего ограничение на распоряжение имуществом, принадлежащим ему, предварительно проведя определенную проверку.
В соответствии с предписанием Ислама опекун должен вручить своему подопечному, заметив в нем признаки совершеннолетия, небольшую часть из его (подопечного) имущества, чтобы проверить, насколько разумно и правильно он распорядится им.
Если в ходе этой проверки выяснится, что подопечный умеет бережно, разумно и правильно распоряжаться имуществом (например, посредством торговли), то после этого опекун должен полностью вручить ему все имущество.
В том случае, если выяснится, что подопечный еще не в состоянии разумно и правильно распоряжаться своим имуществом, то опекун не должен вручать ему оставшуюся часть имущества до самого совершеннолетия.
По мнению большинства ученых-богословов, если подопечный после достижения совершеннолетия окажется растрачивающим свое имущество впустую, то опекун должен продолжить ограничивать его в праве на распоряжение своим имуществом, пока очередная проверка не подтвердит наличие у него благоразумия.
По мнению ученых-ханафитов, подобное ограничение может действовать только до 25-летия, после достижения чего подопечному в любом случае следует вручить имущество, принадлежащее ему.
Как определяется, что опекун совершил таршид в отношении своего подопечного?
По мнению большинства ученых-богословов, таршид не имеет определенной устной формы, посредством которой должен быть выражен. Поэтому, по их мнению, таршид может быть выражен как на словах опекуна, так и в его действиях.
Другие ученые-богословы высказали мнение, что опекун должен в присутствии свидетелей заявить, что он совершил таршид в отношении своего подопечного, назвав его имя.
Должен ли опекун компенсировать имущество своего подопечного, если таршид оказался неуместным?
По мнению ученых-ханафитов, если опекун вручит своему подопечному все его имущество, предварительно проведя его проверку, но не вполне убедившись в наличии у него благоразумия, то если оно будет растрачено либо испорчено, должен будет компенсировать его.
Другие ученые-богословы высказали мнение, что в подобном случае опекун не должен компенсировать имущество своего подопечного[1].
Дополнительно по теме рекомендуем прочитать статью Усыновление в Исламе.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Таршид // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 11. С. 193-195.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза