
Тасбих [тасбихат] (араб. تَسْبِيح) — восхваление Всевышнего.
Главная цель произнесения тасбиха — вспомнить величие Творца, что в свою очередь должно поспособствовать наполнению сердца трепетом перед Ним. Важно отметить, что этой цели можно достигнуть главным образом только после размышления над глубинным смыслом произносимых слов восхваления и осознания их значения.
Производить подсчет количества произнесенных слов тасбиха (если есть такое желание) допускается при помощи любых доступных средств: устный счет, подсчет на пальцах, на четках, подсчет при помощи перебирания маленьких камешков, а также при помощи современных электронных и механических устройств и т. д. Самым предпочтительным среди всех способов, по мнению большинства ученых-богословов, является подсчет на пальцах.
Произносить тасбих допускается в любое время. Известно, что сам пророк Мухаммад произносил его всегда и во всех обстоятельствах. Однако в некоторых случаях рекомендуется произносить его с особых усердием:
Не рекомендуется произносить тасбих в следующих случаях:
Обратите внимание, что это лишь рекомендация.
Вознаграждением за произнесение тасбиха (восхваления), согласно изречению пророка Мухаммада, будет прощение грехов и вознаграждение в мире вечном[1].
Про тасбихат в намазе читайте в статье «Как читать намаз» на нашем сайте umma.ru
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тасбих // Энциклопедия фикха. , 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 11. С. 280-292.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза