
Тасфия (араб. تصفية — очистка, ликвидация, улаживание) — выявление с целью погашения невыплаченных долгов скончавшегося либо каких-нибудь невыполненных его обязательств перед другими людьми.
Тасфия является современным понятием, упоминание о котором не приводится в классических трудах ученых-богословов раннего периода. Однако, по их единогласному мнению, после смерти кого-либо долги скончавшегося перед кем-либо обязательно должны быть выплачены, а его невыполненные обязательства перед другими людьми должны быть выполнены.
Кто должен погасить долги скончавшегося и довести до конца его невыполненные обязательства?
Эта обязанность в первую очередь возлагается на самых близких родственников скончавшегося, например, детей либо родных братьев и сестер.
Из какого имущества следует выплатить оставшийся долг скончавшегося?
Из личного имущества скончавшегося. Если на момент смерти имущества у него не окажется, то близкие родственники могут сделать это из своих личных средств[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тасфия // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 77-83.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза