
Тас‘ир (араб. تسعير — назначение цены, оценка) — назначение уполномоченным лицом единой фиксированной цены в определенной местности либо местах торговли на какой-либо вид товара с последующим принуждением торговцев следовать этому.
Согласно аятам Священного Корана и изречениям пророка Мухаммада, каждый владелец какого-либо имущества имеет право распоряжаться им на свое усмотрение и как пожелает. Поэтому, по мнению всех ученых-богословов, тас‘ир, за исключением некоторых случаев, относится к категории недозволенных действий (харам).
В каких случаях тас‘ир дозволяется?
Какие требования и условия следует выполнять, применяя тас‘ир?
Кстати, в случае нарушения установленного порядка о цене товара в отношении нарушивших его допускается применять меры наказания и пресечения, вид чего избирается на усмотрение уполномоченного лица[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тас‘ир // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 11. С. 301-311.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза