Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Тазвир

Предыдущий термин

Та‘зия

Следующий термин

Та‘зиб (араб.  تعذيب— мучение, пытка, истязание) — доставление мучений и физических страданий кому-либо или совершение действий, вызывающих болевые ощущения.

По единогласному мнению ученых-богословов, та‘зиб в любых его формах проявления относится к категории запрещенных (харам) деяний, что подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада.

Та‘зиб запрещен как в отношении людей, так и в отношении любых других живых существ.

В каких случаях доставление физической боли не запрещается и не является греховным поступком?

  • при применении некоторых видов телесных наказаний в отношении виновного в совершении какого-либо преступления,
  • при проведении каких-либо медицинских вмешательств с целью излечения,
  • во время применения воспитательных мер, например, со стороны родителей в отношении детей, а также со стороны учителя в отношении учеников (при согласии их родителей и при соблюдении меры)
  • при клеймении скота, если в этом имеется необходимость.

Разрешается ли применять та‘зиб в отношении подозреваемого в каком-либо преступлении человека с целью подтверждения его вины?

  • Если подозреваемый человек будет известен среди остальных людей своей праведностью и добросовестностью, то, по мнению большинства ученых-богословов, применение та‘зиба в отношении него запрещено (харам).
  • Если подозреваемый будет известен как грешный и распутный, то, по мнению большинства ученых-богословов, разрешается заключить такого человека под стражу.
  • В том случае, если подозреваемый ранее уже совершал преступные деяния и стал известен среди остальных как преступник, то, по мнению большинства ученых-богословов, разрешается заключить такого человека под стражу и при необходимости применять в отношении него та‘зиб.

Кстати, в отношении пленников применять та‘зиб запрещается, например, лишая их воды и еды[1].

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Та‘зиб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 242-248. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic